Методика и практика проведения пробных уроков
Пробный урок – это своеобразная проверка знаний и умений будущего педагога, выяснение уровня его готовности к самостоятельной работе в школе.
Цель организации пробных уроков – выработка у будущих специалистов необходимых профессиональных умений и навыков по организации педагогического процесса в разных классах разных типов школ и по разным системам обучения.
Достижению поставленной цели способствует последовательное решение следующих задач:
- Совершенствование теоретических знаний, полученных будущим педагогом в процессе обучения.
- Получение студентом практических знаний и умений, овладение им приёмами проведения уроков, руководства учебным процессом, в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями и потребностями учащихся.
- Получение практических навыков, применения собственных теоретических знаний и умений в работе с детьми.
Этапы процесса организации и проведения пробного урока:
- Ознакомление с особенностями организации воспитательно-образовательного процесса в школе и непосредственно в классе. Ознакомление с работой педагогов школы и классного руководителя.
- Выбор предмета, по которому в последующем будет проведен пробный урок.
- Организация воспитательного мероприятия с учащимися класса.
- Посещение уроков педагогов школы и пробных уроков других студентов.
Проведение пробного урока способствует развитию у студентов ряда профессиональных умений и навыков:
- Планирование уроков и внеклассных занятий, по конкретным учебным предметам.
- Составление планов проведения некоторых воспитательных мероприятий.
- Умение подбирать максимально эффективные методы, средства и приемы работы с детьми.
- Навыки по работе с методической и учебной литературой, дидактическими материалами, наглядными пособиями и т.д.
- Разработка конспектов уроков и внеклассных мероприятий, наглядных пособий, дидактических материалов и т.д.
- Учет возраста учащихся, особенностей их психического и физического развития при подборе методов, средств, приемов и форм работы на уроке (внеклассном мероприятии).
Прежде, чем студент приступит к подготовке и реализации пробного урока, ему необходимо изучить и усвоить некоторые рекомендации:
- Тему пробного урока необходимо определить примерно за неделю до его проведения.
- Подобрать необходимую педагогическую и методическую литературу.
- Совместно с учителем, разработать конспект урока.
- Подготовить дополнительно к конспекту необходимые наглядности, дидактические материалы, технические и аудиосредства, и т. д.
- Прежде, чем провести пробный урок самостоятельно, посетить несколько уроков по данному учебному предмету, проводимые педагогом образовательного учреждения.
- Предусмотреть чередование видов деятельности учащихся во время пробного урока, с целью предотвращении у них утомляемости и снижения активности.
Таким образом, пробный урок необходим для того, чтобы будущий педагог имел возможность проверить собственные теоретические знания, полученные в ходе обучения, и обрести профессиональные практические навыки и умения.
Методика и практика проведения внеклассных мероприятий
Внеклассное мероприятие – это определенное событие, занятие или ситуация в детском коллективе, которые организуются педагогом с целью оказания на учащихся непосредственного воспитательного воздействия.
Успешность и результативность организуемого образовательного процесса, во многом зависит не только от эффективности проводимых уроков, но и от организации внеклассных мероприятий по учебным предметам, а также с воспитательной целью.
Целью внеклассных мероприятий является обеспечение гармоничного и всестороннего развития учащихся.
Цель любых внеклассных мероприятий находится в тесной взаимосвязи с ведущими идеями воспитания подрастающего поколения, которые заключаются в гармоничном сочетании в каждой личности духовного богатства, моральной чистоты и физического совершенства.
Главной задачей внеклассных мероприятий является усвоение учащимися новых и интересных фактов и понятий, которые отражают разнообразные стороны жизни общества.
Внеклассные мероприятия способствуют тому, что имеющиеся у учащихся теоретические знания связываются с повседневной жизнью и практической деятельностью. Это способствует получению профессиональных умений и навыков, необходимых для успешной жизнедеятельности.
Функции внеклассных мероприятий:
Обучающая функция – является вспомогательной функцией, направленной на повышение эффективности воспитательной и развивающей функций обучения.
Данная функция предполагает овладение учащимися общепринятыми навыками поведения, взаимодействия в коллективе, развитие коммуникативных навыков и т.д.
Развивающая функция – это функция, которая имеет первостепенное значение во внеклассных мероприятиях, её суть состоит в определении особенностей, склонностей, потребностей и интересов учащихся, посредством включения их в различные виды деятельности.
Развивающая функция выражается в том, что любое внеклассное мероприятие представляет собой определенный социальный опыт, адаптированный под детей. Такая адаптация помогает учащимся в непринужденной обстановке эмоционально пережить различные жизненные ситуации и получить важный практический опыт.
Обучающая функция – направлена на получение учащимися знаний, которые связаны с изучаемым во время уроков учебным материалом, но он значительно шире.
Во время внеклассных мероприятий, педагог расширяет знания детей, обогащает их интересными фактами и событиями. Это помогает расширить кругозор и получить энциклопедические знания.
Внеклассные мероприятия имеют ряд особенностей:
- Представляют собой совокупность разнообразных видов деятельности учащихся.
- Им чвойственна отсроченность во времени, т. е они представляют собой многообразие детской деятельности, результаты которой могут быть отсрочены во времени и не всегда зафиксированы педагогом.
- Внеклассные мероприятия не имеют жесткой регламентации по времени, сроку проведения, получению конкретных результатов и т.д.
- Отсутствие строгого контроля за процессом овладения представленным материалом, умениями и навыками.
- В отличие от урока имеют более широкие возможности для привлечения родителей и использования их жизненного опыта.