Педагогическая ознакомительная практика – это деятельность по ознакомлению студентов с практической стороной профессии, получению профессиональных навыков.
Данная практика имеет ознакомительную форму проведения, т.е. она помогает познакомиться с азами профессии, дает учащимся представления о предстоящей трудовой деятельности и ее особенностях.
Ознакомительная практика предполагает поэтапное знакомство студента с особенностями будущей профессии.
Ориентировочный этап ознакомительной практики
Ознакомительная практика начинается с изучения направлений будущей деятельности, определения целей практической подготовки и планирования предстоящей работы.
На данном этапе реализуется работа по следующим направлениям:
- Проведение инструктажа деятельности, включающего технику безопасности, условия труда и его особенности.
- Оформление документов, необходимых для прохождения практики. Заключается договор с учебным заведением конкретного типа и формируется индивидуальный план работы для конкретного студента.
- Определение целей практической деятельности. Студенты изучают задачи практики, сроки ее прохождения и иные организационные аспекты.
- Изучение деятельности учебного заведения, знакомство с его структурой, правилами, особенностями труда и трудовых взаимоотношений. Студент формирует для себя общее представление об учебном заведении и его характерных признаках.
- Знакомство с педагогическим коллективом учебного заведения.
- Изучение документации, на основании которой функционирует учебное заведении и координируется работа всех сотрудников.
- Знакомство с методическими аспектами деятельности учебного заведения. Студенты посещают методический кабинет, изучают его содержимое.
- Назначение куратора практики. Студенту дается куратор, помогающий ему в работе, сопровождающий процесс его ознакомления.
- Оформление дневника практики. По ходу практики необходимо вести дневник. В нем отражаются ежедневные направления деятельности и усвоенные практические навыки. Дневник начинает составляется на ориентировочном этапе практики. Он заполняется ежедневно. Его заполнение контролируется куратором.
Таким образом, ориентировочный этап связан, как понятно из его названия, с ориентацией студента в деятельности, изучением особенностей работы и знакомством с итогами, которых необходимо достичь по мере прохождения практики.
Производственный этап ознакомительной практики
Это этап основной работы студента, его практической деятельности, профессионального обучения. Студент привлекается к работе в конкретном педагогическом направлении, применяет свои теоретические знания и формирует практический профессиональный опыт.
На данном этапе практики студентам предстоит выполнение тех операций, решение тех задач, которые предусмотрены программой практики и ориентированы на формирование необходимых компетентностей по мере ее прохождения.
Работа на данном этапе ведется по следующим направлениям:
- Исследование и анализ работы педагога в конкретной педагогической области деятельности, на конкретном уровне и этапе обучения. По данному направлению осуществляется постепенное ознакомление с работой. Студенты изучают особенности работы педагога, посещая его занятия, знакомясь с планами его деятельности и анализируя итоги их реализации. Далее, студенты отмечают для себя продуктивные приемы работы и формы организации образовательной деятельности, на основании чего, формируют собственные направления работы и составляют план деятельности, подготавливая необходимый материал, для его реализации. Далее, студента допускают к реальной практике т.е. дают возможность почувствовать себя педагогом, постичь сложности и особенности данной профессии – студент реализует свой план в обучении и воспитании учащихся.
- Исследование и мониторинг всей работы педагогического коллектива. Происходит изучение всех профессиональных функций педагогов, всех аспектов трудовой деятельности. В данном направлении студентами решаются задачи организационного характера, профилактической и консультативной направленности, методического обеспечения педагогического процесса, а также особенности построения системы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников, учащихся.
По каждому направлению программой выделяется определенное количество часов. Обучение происходит систематически и имеет определенный временной лимит.
Все итоги работы, отражаются в дневнике практики, который подписывается куратором и руководителем учебного заведения. К нему прилагается характеристика руководителя на данного студента.
На данном этапе, огромную роль играет самостоятельная работа студентов. Им требуется работать с разными информационными источниками, анализировать педагогическую литературу, методические рекомендации построения учебно-воспитательного процесса на конкретном уровне и этапе обучения, изучать передовой педагогический опыт, проводить собственные исследования и разрабатывать методические рекомендации деятельности.
В течение данного этапа осуществляется сбор материала, информации, необходимой для составления отчетной документации о прохождении практики и выполняются индивидуальные задания куратора практики.
Заключительный этап ознакомительной практики
Он связан с подведением итогов деятельности студента и формированием Отчета по практике. Отчет формируется по установленной форме. К нему прилагается дневник по практике.
На данном этапе происходит обобщение итогов профессиональной подготовки студентов и оценивается их деятельность, путем проверки отчета и его защиты.
На заключительном этапе осуществляется выполнение индивидуального задания студентом. Оно дается руководителем практики вместе с индивидуальной программой ее прохождения.
Здесь же, происходит мониторинг студентом и руководителем итогов практики, сопоставляются ожидаемые результаты с реально полученными.