Понятие педагогической компетенции
Педагогическая компетенция родителей – это залог развития социально-значимых качеств личности ребенка, удовлетворения его жизненных, социальных и духовных потребностей, эмоционального благополучия в рамках семьи.
Роль семьи в обществе нельзя сравнить по значению ни с одним другим социальным институтом, так как именно в семье идет развитие и формирование личности ребенка, он овладевает разными социальными ролями, которые нужны для быстрой и легкой адаптации в обществе.
Компетентностный подход приобретает в психологии и педагогике все большую популярность. С понятием компетентности напрямую связывают родственное понятие «компетенция», которая рассматривается в качестве частного случая, одного из элементов соответствующей компетентности.
Понятие родительской компетенции используется, чтобы создать модель взаимодействия семьи и школы в современном начальном образовании. Принято считать, что современные представления о родительстве, социальная ситуация, в которой государство ориентируется на поддержку семейных ценностей, вызвали необходимость активно изучать феномен компетенции родителей.
Родительская компетенция как педагогическая проблема
В Концепции стратегии модернизации содержания общего образования РФ, представлены следующие компетентности:
- компетентность в области самостоятельной познавательной деятельности;
- компетентность в области гражданско-общественной деятельности;
- компетентность в области социально-трудовой деятельности;
- компетентность в области бытовой сфере, в том числе аспекты собственного здоровья, семейного бытия и пр.;
- компетентность в области культурно-досуговой деятельности.
Осознание зависимости развития ребенка от развития родительских личностей, его готовности воспитывать следующее поколение, складывалось на протяжении продолжительного отрезка времени.
Ушинский К.Д. выступал за широкое и повсеместное распространение педагогических знаний и стремился предостеречь от легкомысленности в этом вопросе, считал, что самым удобным и верным способом введения в семью здоровых понятий о воспитании и обучении выступают книги.
В отечественной педагогике роль семейного воспитания первым подчеркивал Каптерев П.Ф. Им была выявлена необходимость подготовить родителей к процессу воспитания детей.
Лесгафтом П.Ф. было выделено шесть основных позиций родителей относительно своих детей, которые могут оказывать влияние на поведение детей внутри семьи:
- не обращают внимания,
- чрезмерно восхищаются,
- искренне любят и уважают,
- постоянно недовольны,
- удовлетворяют все прихоти,
- родители, на позицию которых влияют финансовые трудности.
Иными словами, в отечественной педагогике много внимания было уделено семье и родителям, как значимым взрослым в воспитании детей. Но приоритетом общественного воспитания 20-50-х годов ХХ века родители были исключены из педагогического процесса. Семью изучали не в качестве потенциального или реального союзника общественной системы воспитания и обучения, а зачастую в качестве некого мешающего правильному воспитанию детей фактора, который должен быть подчинен обществу и с воздействием которого необходимо бороться.
Учеными-психологами доказано, что родители – основные трансляторы социальных и культурных ценностей своим детям. Проблематика воздействия родителей на личность детей всегда вызывала интерес у отечественных и зарубежных ученых-представителей разных психологических направлений.
Филиппова Г.Г. рассматривала компетентного родителя в качестве установившего с ребенком доверительный контакт, научившегося чувствовать состояние собственного ребенка, который понимает причины его поведения, умеет точно определить, что и как надо делать прямо сейчас для своего ребенка, уверенный в себе и своих действиях.
Такое определение компетентного родителя соответствует современным представлениям, касающимся развития младенцев, что свидетельствует о его социальной готовности общаться с момента рождения, его зависимости от возможностей положительно организовать это взаимодействие.
Эмоционально-ценностное отношение родителей к ребенку тоже не одномерно. Столин В.В. выделил три оси эмоционально-ценностного отношения:
- симпатия - антипатия;
- уважение - неуважение;
- близость - отдаленность.
Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты имеют одинаковое значение для выработки определенного типа воспитания, между которыми существует тесная взаимосвязь. При этом развивающая личность ребенка среда, не являющаяся чем-то спонтанным и случайным, должна проектироваться, хорошо организовываться и выстраиваться.
Основное требование к развивающей среде – создать атмосферу, в которой господствуют гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста, эмоциональная синтонность, то есть созвучие и пр. Основная роль в этом отведена родителям.
Повышение компетенции родителей, то есть формирование у них необходимого объема знаний, обучение их общению с детьми, разрешение конфликтных ситуаций, улучшение стиля родительского поведения и пр., что и представляет одно из направлений психологической помощи семье.
Иными словами, анализ психолого-педагогических исследований свидетельствует, что все ученые подчеркивают сложную, многокомпонентную структуру родительских компетенций.
В связи с тем, что компетентное родительство является важнейшей задачей биосоциального предназначения каждого человека, особое значение система непрерывного образования приобретает при подготовке к рождению ребенка и в первые годы его жизни. В это время закладывается ряд социальных, когнитивных и эмоциональных основ функционирования личности в обществе. Естественно, уровень родительской компетенции напрямую воздействует на эффективность их воспитательных воздействий на детей и его гармоничное развитие.