Педагогическая философия как научное знание
Педагогическая философия – это совокупность педагогических, методик, теорий и концепций, лежащих в основе воспитания и обучения.
Педагогическая философия является отдельной областью науки, занимающейся исследованием основ функционирования образовательного пространства.
Объектом педагогической философии, как научной области, является созданное образовательное пространство, базирующееся на принципах педагогики и, являющееся профессиональной областью деятельности. Данное образовательное пространство состоит из следующих компонентов:
- Деятельность обучающих, обучаемых, а также управленческие аспекты данной деятельности, основы ее координации.
- Документальное обеспечение образовательной деятельности: нормативная документация, учебная литература, методические разработки, информационные ресурсы.
- Материально-техническое снабжение образовательного пространства.
Предметом педагогической философии выступают основы связей и отношений, возникающий в системе образовательной деятельности, между всеми участниками образовательного пространства. Отношения между участниками образовательного пространства отражают его итоги - существования и функционирования. Эти итоги могут носить, как положительный, так и отрицательный характер.
Педагогическая философия как научная область имеет тесную связь с педагогикой и философией. Изучая закономерности функционирования образовательного пространства, педагогическая философия тем не менее имеет ряд отличий от педагогики. К ним относятся:
- Независимость исследований педагогической философии от педагогики. Да, эти науки могут соприкасаться в своих исследованиях, во временном и пространственном аспектах, но у них не имеется единой основы исследования;
- В основе педагогики лежит изучение функционирования образования в текущий временной период, разработки принципов, методов и определение закономерностей реализации образовательной деятельности, ориентированной на выполнение социального заказа. Педагогическая философия имеет мировоззренческую ориентацию т.е. она изучает закономерности реальной жизни и образовательного пространства, их связь и зависимость, а также философию деятельности всех участников образовательной сферы, их идеологию, позиции, убеждения.
Основные положения педагогической философии
Как научная область знания, педагогическая философия базируется на следующих идеях:
- Необходимость проявления заботы взрослым поколением о развитии, выработке ценностных ориентиров деятельности, формирования общей культуры, поддержания здорового образа жизни подрастающим поколением.
- Признание ценности каждой личности, являющейся участником образовательного пространства.
- Построение образовательного пространства в опоре на ценность каждой подрастающей личности и ее потенциал для социальной среды.
- Свободное развитие подрастающего поколения на основе построения образовательного пространства на психологических, педагогических, философских, социальных концепциях его функционирования.
- Введение ограничения на всех уровнях управления образовательной деятельностью и контрольных мероприятий. Утверждается необходимость защиты здоровья подрастающего поколения, формирование у него навыков и потребностей в созидании и снижении разрушительных аспектов деятельности, посредством расширения творческой, организаторской и защитной функции образовательного пространства.
Эти основополагающие идеи педагогической философии способствуют ее оптимальному развитию, как научной отрасли и реализации ее описательной и объясняющей функциональной роли по вопросам построения механизма функционирования образовательного пространства и закономерностям управления им.
Данные идеи педагогической философии являются логической опорой ее развития и функционирования, разработки своих теорий и концепций.
Философия педагога
Философия педагога – это обоснование его педагогической деятельности, т.е. ориентиры профессионального развития, знания об условиях реализации познавательной деятельности.
Педагогическая философия определяет сущность и ориентацию профессиональной деятельности педагога. Она является системой взглядов педагога на функционирование образовательной системы, на свою роль в учебно-воспитательном процессе, ее целевое назначение и механизм реализации, а также определение каждым педагогом оптимальных методов и приемов реализации образовательной деятельности по отношению к конкретной возрастной категории учащихся.
По сути, педагогическая философия отражает понимание педагога своей профессиональной роли и значимости выполнения своих профессиональных обязанностей.
Необходимость педагогической философии определяется следующими положениями:
- Методологическая и мировоззренческая направленность философской науки. Мировоззрение педагога, во многом, определяет успешность реализации образовательной деятельности и ее целевого назначения. Методологические функции философии ориентированы на развитие системы ценностей отдельной личности. Ценности педагога определяют его профессиональную линию поведения и формируют ориентацию на формирование ценностных установок и ориентиров деятельности у своих подопечных.
- Призвание педагога сводится к критической оценки реалий окружающего мира. Педагог использует в своей работе различные методы обучения, которые помогают ему сформировать у детей оценку процессов, объектов и явлений окружающего мира и пробудить желание ликвидации различных пороков, как у отдельной личности, так и у всего социального мира.
- Педагогическая философия предлагает различные модели организации воспитательной деятельности, основанные на, существующих в философской науке, образцах правильного человеческого поведения.
- Наличие у педагога своего мировоззрения, взглядов, убеждений, системы ценностей, профессиональных знаний, а также познаний в области философии способствует реализации педагогом гуманистической направленности воспитания и обучения.
Каждый педагог обладает своей философией. Она отражает значимость его деятельности и ее логическое обоснование.
Философия педагога связана с выбором им определенного стиля педагогической деятельности, методов достижения целей и задач образования.
Философия педагога сводиться к его уважению каждого подопечного, как самого себя, установлению делового общения, добродушном отношении к учащимся, авторитетности собственного слова и мнения, предъявления требований, согласно предоставленным знаниям и навыкам, установления адекватного, положительного взаимодействия.