Жизнь и педагогическая деятельность Н.К. Крупской
Надежда Константиновна Крупская (1869-1939) была другом, соратником и женой В. И. Ленина, выдающимся деятелем Коммунистической партии, организатором советского просвещения, крупнейшим советским педагогом.
Крупская родилась в Санкт-Петербурге в революционно-демократической семье. Ее отец был подпоручиком царской армии, и оказывал помощь повстанцам в 1863 году во время польского восстания.
Крупская поступила учиться на математическое отделение Высших женских курсов в Петербурге и сблизилась с окружением революционно настроенных студентов. Там она впервые узнала о деятельности Интернационала и прочитала произведения К. Маркса и Ф. Энгельса.
С осени 1891 года она начала работать учителем в вечерне-воскресной школе в селе Смоленском на Шлиссельбургском тракте, где проводила активную политическую и педагогическую деятельность среди рабочих до 1896 года, когда ее арестовали.
В феврале 1894 года Крупская на совещании питерских марксистов встретилась с Лениным, а уже осенью 1894 года Крупской был организован кружок рабочих – учеников школы, с которыми проводил занятия В.И. Ленин.
После ареста Крупская смогла добиться разрешения отбыть ссылку в Шушенском, где уже находился Ленин, там она стала его ближайшей помощницей. После отбытия ссылки она вела активную партийную работу.
Крупская Н.К. о воспитании нового человека
Крупская в своих статьях отстаивала и пропагандировала программу борьбы за новую, социалистическую школу, которая выдвигалась партией, разъясняла ленинские принципы взаимосвязи школы и политики, единство трудовой школы, занималась разработкой патриотического и интернационального воспитания. Ей были сформулированы принципиальные отличия социалистической советской школы от буржуазной.
Она считала, что воспитание нового поколения играет огромную роль в строительстве социализма, так как именно человек способен осуществлять социализм.
Она подчеркивала, что только при тесной взаимосвязи с жизнью и интересами детей, школа может открыть для них разные области применения своих сил, создать условиях развития личности человека.
Крупская о содержании образования
Крупская считала, что задачам коммунистического воспитания должно подчиняться преподавание любого предмета, а также все содержание учебно-воспитательной работы в школе. Для успешного осуществления воспитания коммунистических взглядов, учителя должны обладать глубокими знаниями, каждый педагог в своей деятельности должен руководствоваться материалистической диалектикой.
Каждый школьный предмет необходимо изучать во взаимосвязи с другими предметами и реальной жизнью, так как знания, которые дети приобретают в школе, должны носить действенный характер.
Крупская считала, что каждая научная отрасль должна служить социалистическому строительству. Именно с этой позиции каждому педагогу необходимо преподавать свой предмет. Ему необходимо уметь раскрывать перед учениками взаимосвязь теории и практики. Только это позволяет устанавливать диалектическую связь отдельных предметов с подчинением их общей цели.
Крупская о самоуправлении школьников
Самоуправление учеников в педагогическом наследии Крупской всегда рассматривается в качестве неотъемлемой части трудовой политехнической школы.
В серии работ Крупской Н.К. дается ясная характеристика коренных отличий решения проблем самоуправления в буржуазной и пролетарской школах.
Крупская считала основной задачей самоуправления воспитание коллективиста-общественника, являющегося активным участником всей школьной жизни, готовящегося стать гражданином, активным участником строительства коммунизма. Самоуправление школьников должно быть средством, помогающим научить детей коллективно выстраивать новый тип жизни.
Н.К. Крупская говорила об определяющей роли самоуправления учеников в качестве принципа организации детского коллектива и считала одной из наиболее значимых задач школы воспитание в детях привычки учиться, жить и работать в коллективе.
В своих выступлениях Крупская высказывала мысль о том, что необходима специальная подготовка детей выполнять организаторские функции, чтобы школьники при активном участии в управлении делами своего коллектива, развивали свои организаторские способности, приобретая организационные умения и навыки. Ею были выделены следующие этапы организаторской работы:
- первый этап предполагает обсуждение цели, постановку основных задач в коллективной деятельности, учитывая реальные потребности его жизни;
- второй этап состоит из распределения обязанностей среди всех участников, учитывая способности и возможности каждого ребенка;
- третий этап состоит из учета и контроля выполняемой работы;
- четвертый этап – подводятся итоги работы.
Детское самоуправление Крупская рассматривала в качестве одного из средств всей системы воспитательной деятельности и демонстрировала на этом примере конкретный анализ детской деятельности и ее воспитательные результаты.
Крупская о взаимосвязи семьи и школы
Крупская – первый советский педагог, пропагандирующий идею тесной связи между семьей и школой.
Воспитание в школе не может быть осуществлено без участия семьи. В своих наставлениях она выдвигала требования, чтобы советские женщины учились воспитанию детей в коммунистическом духе. Крупская всегда была за то, чтобы вовлекать женщин в обширную общественную жизнь. Такое участие не будет отвлекать женщину от материнских обязанностей, напротив, именно мать, вовлеченная в общественную жизнь, может дать детям настоящее советское воспитание.
Школа должна помогать родителям правильно направлять воспитание детей, чтобы они воспитывали не рабов, а строителей социализма, людей, черпающих радость в коллективном труде.
Сложные вопросы воспитания можно разрешить только в тесном взаимодействии школы с семьей, только при таком условии школа и семья имеют возможность преодолеть трудности, встречающиеся в воспитательной практике.
Крупская о дошкольном воспитании
В капиталистическом обществе трудящаяся мать не может уделать необходимый объем внимания воспитанию своих детей.
В связи с этим, Надежда Константиновна, выдвинула в 1917 году программу по организации сети яслей, детских садов и площадок для детей работающих родителей. Многочисленные статьи, касающиеся вопросов дошкольного воспитания, побуждали героический интерес к нему со стороны широких масс населения, а также их творческую активность в этом вопросе.
Крупской был выдвинут целый ряд предположений, касающихся новой организации дошкольных учреждений, ночных групп детских садов, детских площадок в парках и на бульварах, организации детских комнат в рабочих клубах и пр. Она разработала массу практических рекомендаций, касательно содержания и методики коммунистического воспитания детей-дошкольников, физического, умственного, трудового и эстетического развития детей дошкольного возраста.