Появление педагогов-новаторов в образовательной сфере и основы их деятельности
Педагог-новатор – это педагог, который вносит в процесс образования новые методы и приемы его организации, разрабатывает новые технологии обучения и воспитания, внедряет прогрессивные принципы ведения обучения и воспитания, что в итоге приводит к обновлению педагогического процесса и системы образования в целом.
Развитие новаторских идей в образовании может быть следствием социально-экономических перемен и социального заказа образовательной сфере, требующей ее развития и переориентации деятельности, а может быть и просто спонтанным течением педагогической мысли или результатом целенаправленной исследовательской работы отдельных ученых- педагогов.
Миссией педагога-новатора является переход на новую образовательную концепцию и создание компетентностно-ориентированной образовательной среды. Для это требуется применение новых методик и подходов в обучении, которые позволяют развивать мышление учащихся, формировать у них свойства толерантности и способности принятия волевых решений, развивают коммуникативные навыки, навыки информационного взаимодействия и ориентации в современных информационных потоках.
В процессе обучения современных детей педагоги-новаторы предлагают опираться на применение исследовательского подхода, задействование конструирования и игровой формы воспитания и обучения. Однако, не всегда применение новых технологий в обучении отвечает современным требованиям образования и способствует достижению его целей и задач. В образовательной деятельности требуется изменение ее форм и структуры процессов обучения и воспитания, под требования новых технологий.
Новаторский подход в деятельности педагога сводится к:
- разработке современных программ обучения;
- созданию пособий и учебной литературы, отвечающей запросам общества и тенденциям социально-экономического развития;
- самостоятельному и осознанному выбору своей профессии;
- реализации целей и задач обучения с помощью применения творческого подхода;
- развитию креативного мышления учащихся, их самостоятельности и лабильности деятельности.
Рисунок 1. Педагоги-новаторы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основные посылки деятельности педагогов-новаторов
Педагоги-новаторы занимаются разработкой идей по созданию дидактических систем, кардинальным образом изменяющих существующий процесс обучения и воспитания. Ими выработано большое количество идей и концепций, которые основываются на следующих посылах:
- Применение новшеств в методике и технике обучения и воспитания. Они опираются на внедрение новшеств в организацию учебно-воспитательного процесса, ориентированного на достижение высоких результатов в усвоении знаний;
- Опора на концепцию педагогии сотрудничества т.е. идей гуманизации процесса обучения и воспитания. Личность учащегося признается основой учебно-воспитательного процесса, самым ценным ориентиром деятельности педагога, уважении личности учащегося. Учебный процесс строится на основе взаимодействия и равноправия его участников, исключая авторитаризм педагога. Процесс обучения носит свободный характер, не предполагается принуждение учащихся к получению знаний и исключается навязывание своих приоритетов в выборе дисциплин;
- Разработка педагогических идей, ориентированных на перспективное применение и целесообразность дальнейшего использования в образовательном процессе;
- Общедоступность новаторского опыта. Концепции педагогов-новатор получили широкое внедрение в практику образования. В конце 20-го столетия труды педагогов-новаторов публиковались широкими тиражами.
Концепции известных педагогов-новаторов
В. Ф. Шаталов является педагогом-новатором и создателем концепции интенсивного обучения. Его концепция строится, в первую очередь, ориентируясь на идеи гуманизма в образовании, приоритете личности в процессе обучения. Интенсивное обучение изложено в виде программы, состоящей из графических материалов, передающих учебную информацию. Это позволило упростить процесс обучения и сделать его более доступным для восприятия. Им, также, предложены новаторские идеи по проверке и оценке знаний, позволяющие уйти от использования дневников и журналов. Учебно-воспитательный процесс, Шаталов, снабжал нестандартными дидактическими средствами и учебными пособиями: открытый лист учета знаний, базовые листы и сигналы, плашки. Весь педагогический процесс, педагог-новатор базировал на следующих принципах: успеха и оптимизма, бесконфликтности, целостного обучения, реализуемое блоками или интенсивными темпами.
О. С. Газман. Им была предложена новаторская концепция воспитания, ориентированная на уход от авторитаризма педагога и занятие им роли помощника в развитии навыков самостоятельности, способности к саморазвитию и самовыражению. Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы развить культуру учащихся и обеспечить их общими знаниями для их дальнейшего самоопределения.
И. П. Иванов. Им было предложено использование коммунарской методики в процессе обучения, ориентированной на организацию формирующей деятельности учащихся, социально полезной, творчески ориентированной и гуманистически направленной. Его новаторские идеи должны были способствовать созданию условий в учебном процессе, необходимых для преобразования учащимися себя и окружающей действительности. Эта методика была внедрена в практику, путем проведения семинаров с педагогами и учащимися, внедрения ролевых и деловых игр, теоретического осознания сущности деятельности.
Е. В. Бондаревская. Она является педагогом-новатором, которым были разработаны следующие идеи развития теории и практики образования: концепция личностно-ориентированного обучения, дано обосновании концепции личностно-ориентированного воспитания, ориентированная на воспитании гражданских, нравственных свойств личности и культурных принципов поведения, спроектирован фундамент теории гуманистической педагогической деятельности. Все ее концепции и идеи пронизаны идеями гуманизма в воспитании. Ею открыто новое направление в теории педагогики – педагогика личности.
Рисунок 2. Педагоги-новаторы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ