Роль педагога в обществе определяют социальные функции педагогической деятельности.
Они зависят от этапа развития общества и преобразуются по мере изменений, происходящих в социальной среде. Это обусловлено значением образования для общества, его требованиями к нему. Педагог живет в обществе, являясь его частью, и выполняет в нем педагогическую деятельность. Естественно, что социальные изменения затрагивают и его, оказывают на него не просто определенное воздействие, но меняют его роль и место в обществе, значение его деятельности.
Социальные функции педагога в современном обществе
Основными социальными функциями педагога современного общества являются:
- Интенсификация социального прогресса. Данная функция проявляется в том, что педагог реализует деятельность по воспитанию, обучению и развитию подрастающего поколения, наделением его необходимыми знаниями, навыками для плодотворного внедрения в социальное пространство. Педагог передает воспитанникам те знания и навыки, которые отвечают требованиям современного общества, его прогрессивному развитию. Это поддерживает общественный прогресс, помогает ускорить его темпы.
- Оценка культурного наследия. Педагог анализирует исторический опыт поколений, их культурные особенности развития и выбирает те аспекты, которые наиболее ценны, актуальны для воспитания духовно-нравственной и гармонично развитой личности. При этом, такая оценка носит субъективный характер и не всегда позволяет педагогу сделать рациональный выбор, что обусловлено личностными свойства, его взглядами, мировоззрением, сопоставлением культурного развития своих времен и текущих тенденций культурного развития.
- Аккумулирование социального опыта. Педагог выступает в качестве хранителя социального опыта, культурного наследия общественных ценностей и обеспечивает их передачу подрастающему поколению.
- Преемственность социального развития. Педагог выступает в качестве проводника молодежи в социальную среду, имея связь с историческим ее прошлым и прогрессивным будущим.
- Духовно-нравственное развитие общества. Оно реализуется через воспитание нравственных свойств личности подрастающего поколения, формирование их духовного мира. Духовно-нравственные ценности, формируемые педагогом, должны находится в соответствии с закономерностями развития российского общества, национальными традициями и ценностными основами жизнедеятельности. Педагог формирует у воспитанников представления об общечеловеческих ценностях, культурных основах бытия и учит жить в обществе в соответствии с ними.
- Советчик. Данная функция связана с тем, что педагог, обладая профессиональными педагогическими знаниями и опытом обучения и воспитания, может давать рекомендации по вопросам воспитания и направлениям развития подрастающего поколения обществу, его различным институтам и гражданам.
Следует отметить, что социальная роль педагога может быть полноценно реализована при выполнении им всех этих функций в их рациональной взаимосвязи и взаимозависимости, их комплексном единстве при отражении сложных взаимосвязей разных сторон и явлений социальной жизнедеятельности.
Педагог в меняющемся социальном пространстве
На сегодняшний день общество развивается достаточно быстрыми темпами. Изменения в нем затрагивают все сферы жизни и определяют специфику их функционирования.
Быстрые темпы социального прогресса определяют специфические характеристики профессиональной педагогической деятельности. Таковыми являются:
- Огромная ответственность педагога перед обществом;
- Постановка обществом перед педагогом целевого назначения его профессиональной деятельности и выдвижение требований к основам ее реализации;
- Педагог управляет развитие каждой отдельной личности, стимулируя развитие всего социального пространства, определяя перспективы этого развития и направляя их;
- Идеалы, воззрения педагога, его культурные основы развития выступают основой становления личности воспитанников, которые используют их для подражания педагогу и выработки своего собственного мировоззрения;
- Творческая направленность деятельности педагога. Это обусловлено его социальными функциями и социальным заказом.
В настоящее время, педагогическая профессия претерпела ряд изменений. Естественно, они связаны с изменениями, происходящими в обществе. Педагог не может ограничиваться только своими профессиональными знаниями и навыками. От него требуется владение инновационными образовательными технологиями, проявление инициативности и активности, знакомство с передовым педагогическим опытом и его активное и рациональное внедрение в собственную педагогическую практику. Творчество требуется от современного педагога во всех начинаниях и всех направлениях его профессиональной деятельности.
Педагогу требуется применять в своей профессиональной деятельности современные информационные технологии. При этом, он выступает в качестве маршрутизатора учащихся в информационное пространство, формируя у них навыки продуктивного пользования информационными ресурсами. Информационные технологии являются хорошим подспорьем в профессиональной деятельности педагога. При этом, они только средство в умелых руках профессионала. Роль педагога в обучении гораздо выше и значимее. Без информационных технологий можно организовать обучение. Да, это будет более трудоемкий процесс, более длительный, и, возможно, менее качественный в силу значимости информационных технологий в обществе. Тогда как без педагога невозможно реализовать полноценную образовательную деятельность, достичь поставленных образовательных целей и задач.
В современном мире знания постоянно устаревают, что требует их непрерывного обновления. И в этом процессе ведущая роль принадлежит педагогу. Даже, организация дистанционного обучения, без участия педагога, делает его более блеклым и менее результативным. Педагог должен координировать процесс самостоятельного освоения учащимися образовательных программ.