Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Павел Петрович Чистяков: биография и его методика преподавания

Этапы жизнедеятельности П.П. Чистякова

Замечание 1

Павел Петрович Чистяков – педагог-художник, разработавший новую систему обучения изобразительному искусству.

П.П. Чистяков является новатором в преподавании изобразительного искусства. Ему удалось воспитать и обучить три поколения художников, достигших всемирной известности и, завоевавших звание выдающихся деятелей искусства.

Вклад Чистякова в преподавание изобразительного искусства, поистине, огромен. Каким же образом, ему удалось прийти к разработке новаторского подхода? Рассмотрим историю его жизни, чтобы понять предпосылки формирования системы художественного обучения П.П. Чистякова.

Павел Петрович Чистяков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Павел Петрович Чистяков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основными этапами его биографии:

  1. Рождение будущего новатора произошло в 1832 году в Тверской губернии. Чистяков был сыном крепостного крестьянина. Это обуславливает специфику его развития и восприятия мира. С раннего детства наблюдается проявление интереса к искусству и происходит реализация художественного таланта: Чистяков стремился запечатлеть на бумаге все, что видит в окружающем мире, все интересное и увлекательное.
  2. 1848 год - поступление в училище Бежецкого уезда. Здесь происходит активизация творческой деятельности Чистякова. Он увлекается рисованием и выбирает его в качестве будущей профессиональной деятельности.
  3. 1849 год – поступление в Императорскую художественную Академию. Здесь он занимается рисование гипсовых голов и обнаженных фигур. Это занятие не вызывает у него энтузиазма, поскольку, подобные задания он выполнял в училище. Ему интересно что-то новое, он вырабатывает отрицательное отношение к шаблонным занятиям и бездумному повторению действий. Это стало первыми сигналами к развитию новаторского художественного подхода П.П. Чистякова. Он переходит на путь самостоятельного познания искусства и художественной деятельности.
  4. 1861 год – завершение обучения и получение медали. Чистякова награждают за отличную учебу поездкой за границу, с целью приобретения нового опыта художественной деятельности и творческого развития.
  5. 1862 год – поездка в Италию. Здесь происходит культурное и художественное развитие художника, осуществляется написание нескольких картин.
  6. 1870 год – возращение в Петербург и получение звания академика художественного искусства.
  7. С 1870 года по 1919 Чистяков посвящает себя преподавательской деятельности и разработке новаторского подхода к обучению. Он распространяет на учащихся свое влияние и взгляды на художественное творчество, демонстрируя неактуальность текущей образовательной системы и ее применимости в художественном образовании. Он говорил студентам о том, что рутина имеет свойство надоедать и тогда она теряет свое развивающее назначение. Каждому человеку, наделенному творческим потенциалом, требуется индивидуальный подход в развитии. Нельзя заставлять выполнять его шаблонные задания. Надо дать свободу реализации его творческого воображения. Это стало основной идеей новой системы художественного обучения П.П. Чистякова.
  8. 1892 год – получение звание профессора и должности заведующего мозаичной мастерской.
  9. 11 ноября 1919 год – смерть Чистякова в городе Пушкин.
«Павел Петрович Чистяков: биография и его методика преподавания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Специфические черты системы преподавания изобразительного искусства П. П.Чистякова

Основным отличием преподавания Чистякова является уход от шаблонных методов обучения. Он принес идеи ориентации на творческое развитие учащихся в образовательном процессе. По сути, его образовательная система включает в себя предпосылки зарождения развивающего подхода в обучении.

Новые методы преподавания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Новые методы преподавания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рассмотрим основные черты образовательной деятельности Чистякова и его системы преподавания:

  1. Выполнение роли организатора учебного процесса. Чистяков ставил себя наравне с учащимися в творческом развитии и совершенствовании. Он выражал идею о том, что к художественному мастерству можно прийти только в том случае, если развивать свои навыки, пробовать что-то новое, экспериментировать.
  2. В основе системы преподавания Чистякова лежит целеполагание. Он считал, что прежде чем начать обучение, необходимо определить его целевое назначение, а именно представить конечный продукт, результат художественной деятельности, который будет получен по ходу ее реализации.
  3. Содержание образовательного процесса Чистякова включает в себя следующие компоненты: изучение перспектив, изучение пластической анатомии, познание механики движений, постижение сути законов построения внутреннего устройства объектов. В основе содержания образовательной деятельности Чистякова лежит ознакомление с картинной плоскостью. Она отражает навыки чувственного восприятия двух пространственных направлений – горизонтального и вертикального.
  4. Учебное занятие занимает центральную позицию в творческом процессе. Оно выступает отражением всей системы работы педагога.
  5. Каждое занятие было ориентировано на устойчивое закрепление навыков рисования. Для этого были использованы различные упражнения, позволяющие развить точность рисования линий, глазомерное восприятия, пространственное восприятие объектов, различение форм, точность рисования окружностей, меткость, уверенность, изображение мягкости формы штриховкой и т.д.
  6. Приоритет методической последовательности работы над конкретным изображением. В основе формирования навыков рисования лежит понимание сути построения формы и этапов выполнения рисунка.
  7. Необходимость постоянного саморазвития и самосовершенствования своих навыков. Усвоенную технику рисования следует развивать. На достигнутом нельзя останавливаться, иначе достичь совершенства не получится.
  8. Включение в работу речи. Речь является связующим компонентом между мыслительными процессами и действием. Чтобы мысли можно было перенести на бумагу, необходимо сопровождать творческий процесс делом.
Дата последнего обновления статьи: 27.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot