Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности семейного воспитания детей с отклонениями речевого развития

Семья как фактор полноценного развития ребенка с речевыми патологиями

Разнообразные дефекты речи являются актуальной современной проблемой. Количество детей с речевыми патологиями стремительно растет, а также возрастает разнообразие речевых отклонений, и усложняется динамика протекания данных отклонений. В этой связи коррекция речевых дефектов требует новых подходов и новых методик.

Развитие ребенка с речевыми нарушениями имеет свои особенности, которые должны быть учтены в воспитательном и образовательном процессе. Речевые дефекты обуславливают необходимость помещения ребенка в специальные образовательные заведения коррекционного типа, в которых обучение и воспитание реализуется по коррекционным программам, учитывающим наличие и специфику проявления того или иного отклонения в развитии.

Однако, основное воспитание ребенок получает в семье. При наличии у него речевых дефектов, воспитательный процесс приобретает специфичные черты. При этом, семья не меняет своей позиции и остается приоритетным институтом воспитания и развития, социализации ребенка.

Чтобы развитие ребенка с речевыми отклонениями было полноценным, семья должна придерживаться определенной воспитательной позиции, которая выражается следующими характеристиками:

  1. Адекватное принятие речевой патологии ребенка и формирование своего отношения к ней. Родителям требуется выработать адекватную оценку развития своего ребенка и построить систему воспитания в соответствии с ней;
  2. Гибкость семейного воспитания. Родители должны умело оперировать воспитательными методами и приемами, изменять формы взаимодействия с ребенком, исходя из конкретной ситуации развития ребенка и условий жизнедеятельности семьи;
  3. Формирование адекватного отношения ребенка к своему дефекту. Здесь, недопустима попустительская позиция. Нельзя говорить ребенку: «Не переживай, ты не один такой», «Не воспринимай всерьез, проблемы с речью бывают у всех детей», «Кто-то разговаривает еще хуже, чем ты» и т.д. Также, нельзя внушать ребенку, что он неполноценен и ни на что не способен. Родители должны дать понять ребенку, что у него имеется конкретное нарушение, которое требует коррекции. Если над ним работать, то станет возможным полноценная жизнь. При этом, ребенок должен чувствовать, что его дефект не влияет на любовь и заботу родителей;
  4. Развитие мотивации к борьбе с речевым нарушением. Семья должна стать опорой ребенка в борьбе с его отклонениями в развитии. Ребенку необходимо чувствовать поддержку родителей и слышать от них реальную оценку своих успехов в коррекционных занятиях;
  5. Уделение внимания общению ребенка. Проблемы с общением, построением положительных коммуникативных связей - непременный спутник любого речевого дефекта. В этой связи, семья должна уделять достаточное количество времени развитию основ речевого общения и формированию потребности в нем;
  6. Демонстрация правильной речи. Ребенку необходимо слышать правильную речь. родители должны следить за своей речью, исключить употребление ненормативной и жаргонной лексики, строить грамматически верные фразы. Это создает ориентир для ребенка: он стремится подражать речи родных. Если речь будет неверной, неграмотной, то и речевые навыки ребенка будут формироваться неправильно.
«Особенности семейного воспитания детей с отклонениями речевого развития» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Проблемы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями

Замечание 1

Речевая патология ребенка – серьезное испытание для его родителей. От того, насколько хорошо они с ним справятся, зависит эффективность семейного воспитания и всестороннее развитие личности ребенка с речевым дефектом.

При обнаружении того или иного речевого дефекта, семья ребенка сталкивается с рядом проблем, которые оказывают отрицательное воздействие на коррекцию речевой патологии и общее развитие ребенка. К ним относятся:

  1. Неадекватное принятие существующих обстоятельств.
  2. Неумение ориентироваться в возникшей проблеме развития ребенка.
  3. Недостаточность педагогической компетентности в области обучения и воспитания ребенка с речевой патологией.
  4. Финансовые трудности.
  5. Изменение социального статуса семьи.
  6. Нарушение психологического баланса семьи.
  7. Изолирование ребенка от социума.
  8. Восприятие социумом семьи и ребенка с речевым нарушением.

Сталкиваясь с новым диагнозом ребенка, родители могут кардинально изменить свое отношение к нему: не воспринимать его, как полноценную личность, а только, как медицинский объект, за которым им необходимо ухаживать. Это развивает проблемы психологического баланса семьи. Отношения между ребенком и родителями, да и между самими родителями меняются. Осложнение взаимоотношений связано со стрессом, эмоциональными реакциями родителей на обнаруженную патологию. Психологические проблемы родителей негативно сказываются на развитии ребенка. Он чувствуют психологическую атмосферу семьи, а поведение родителей, изменившееся отношение к нему, сказывается на его адекватном восприятии себя и своего речевого дефекта.

В некоторых случаях родители не принимают всерьез (или не хотят принимать) наличие у ребенка речевого нарушения. Это приводит к тому, что они не изменяют своего стиля воспитания, не подстраиваются под особые потребности ребенка. В некоторых же случаях родители, напротив, проявляют гиперактивность в деле коррекции речевого нарушения. В их глазах, оно видится гораздо более масштабным и серьезным, нежели реально существующее отклонение. Они направляют все силы и средства на борьбу с ним, используя разные методы и направления деятельности.

Одной из частных, даже самых часто встречаемых проблем, является отношение общества к ребенку с речевой патологией и его семье. Негативное отношение, непринятие, излишнее сочувствие, сопереживание оказывают отрицательное воздействие на семейное воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением. Родители стремятся изолировать ребенка от социума, чтобы максимально оградить от сторонних взглядов и суждений. Социальная изоляция отрицательно сказывается на развитии ребенка.

Дата последнего обновления статьи: 11.12.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot