Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогическое сопровождение и работа с родителями детей с речевыми нарушениями в дошкольном учреждении

Сущность педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОНР

На сегодняшний день, в ДОУ создается особый вид службы, которая оказывает помощь и поддержку детям, у которых имеются разнообразные речевые нарушения, и семьям, их воспитывающим. Данная служба реализуют комплектную работу по оказанию семьям психолого-педагогического сопровождения.

Определение 1

Психолого-педагогическое сопровождение – это технология помощи семьям, воспитывающим детей со специфическими образовательными потребностями, особенностями развития, ориентированная на расширение их педагогической компетентности и оказание поддержки на том или ином этапе развития детей при столкновении с возникающими проблемами или в целях профилактики их появления.

Психолого-педагогическое сопровождение реализуется по следующим направлениям деятельности:

  1. Реализация конкретных образовательных программ.
  2. Разработка образовательных заведений новых типов и направлений деятельности.
  3. Разработка профилактических мероприятий.
  4. Разработка коррекционных образовательных программы и индивидуальных коррекционных образовательных маршрутов.

Что касается, педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями, то оно предполагает разностороннюю помощь педагога ДОУ, а также оказание медицинской помощи и проведение психологических консультаций. В любом случае, психолого-педагогическое сопровождение предполагает индивидуальную помощь и поддержку детям с речевыми нарушениями и семьям, их воспитывающим.

Речевые нарушения характеризуются многообразием. Они могут слабой степени выраженности, а могут представлять собой серьезную речевую патологию, являющуюся следствием наличия иной патологии. Поэтому, семьям, в которых имеются дети с ОНР, требуется обязательная помощь и сопровождение психолого-педагогического характера.

«Педагогическое сопровождение и работа с родителями детей с речевыми нарушениями в дошкольном учреждении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Комплексная работа с детьми и семьями является достаточно сложным и продуктивным видом реализации педагогического сопровождения. Это обусловлено многосторонностью речевых патологий.

Кроме того, эффективность коррекционной работы зависит от вовлеченности родителей в данный процесс, а следовательно, от их взаимодействия со своими детьми. Потому, требуется организация взаимодействия ДОУ с родителями, ориентированного на оказание помощи в решении семейных проблем и реализации воспитательного потенциала каждой отдельной семьи. Все это входит в комплексное педагогическое сопровождение.

Принципы организации работы с родителями

Работа с родителями дошкольников, имеющих разные речевые патологии, реализуется с опорой на следующие принципы:

  1. Принцип комплексности. Работа должна затрагивать все аспекты развития ребенка, включать оказание психологической, медицинской, логопедической помощи, а также привлечение дефектолога и иных специалистов, при необходимости.
  2. Принцип доступности. Он означает предоставление родителям информации о развитии их ребенка и его потенциальных возможностях в понятной, доступной для восприятия форме. Также, реализация коррекционной работы по конкретной должна быть доступна для отдельно взятой семьи т.е. отвечать их материальным возможностям, уровню образования, условиям жизнедеятельности.
  3. Принцип индивидуальности. Он предполагает учет особенностей развития каждой отдельной семьи и создание комфортных условий взаимодействия.

Индивидуальное педагогическое сопровождение каждой отдельной семьи реализуется на основании диагностики реализации ею основных функций, присущих семьям, имеющим детей с особенностями развития (реабилитационной, коррекционной, образовательной и социализирующей). Каждая семья выполняет эти функции по-разному. Часто они искажаются и реализуются родителями недостаточно (или вовсе не реализуются). Оценка уровня их реализации позволяет построить индивидуальный коррекционный маршрут для каждой семьи.

Условия реализации педагогического сопровождения родителей

Эффективность работы по сопровождению родителей, имеющих детей с разными речевыми патологиями, зависит от соблюдения ряда условий. К ним относятся:

  • Систематическая работа с родителями. Организация встреч, проведение консультаций, бесед с родителями должны носить регулярный характер. Темы консультаций должны охватывать разные аспекты развития ребенка и состояния его семьи;
  • Согласие родителей на сотрудничество и сопровождение. Родители должны быть согласны (что документально заверяется) на коррекционную работу с их ребенком и организацию работы по повышению собственной педагогической компетентности;
  • Активное участие родителей в коррекционной работе. Они должны быть заинтересованы в сопровождении и оказании помощи в конкретных направлениях;
  • Привлечение всей семьи к коррекционной работе. Нельзя привлекать только одного родителями. Коррекционная работа комплексный процесс, требующий активной работы всех членов семьи – родители, братья, сестры;
  • Вариативность технологий работы. Организация взаимодействия должна производиться с учетом особенностей развития каждого конкретного ребенка, его речевых отклонений и специфики его семьи. Потому, применяются разные методы работы, средства их реализации и технологии педагогического сопровождения.

Педагогическое сопровождение родителей, ребенок которых страдает речевой патологией, помогает оздоровить и укрепить семью, создать в ней благоприятный микроклимат, ориентированный на полноценное развитие ребенка и коррекцию его отклонений. Также, происходит пересмотр установок родителей в отношении воспитания их ребенка и актуальности, используемых методов, стиля взаимодействия с ребенком, а знания родителей в области педагоги расширяются и углубляются. В итоге, семья становится продуктивным инструментом коррекционной работы с речевыми нарушениями. Это обуславливает необходимость организации взаимодействия ДОУ с родителями и оказания им психолого-педагогической помощи и поддержки в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка с той или иной речевой патологией.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot