Профессия педагога-хореографа
Педагог-хореограф – это специалист, которые ставит разнообразные танцы и балетные спектакли, также он ведет педагогическую деятельность, обучая других людей танцевальному искусству.
Перед педагогом-хореографом, начинающим свою педагогическую деятельность, понимают, что система дополнительного образования детей ставит перед педагогом цели, для реализации которых необходимо получать новые знания. Педагогу-хореографу необходимо знать особенности организации и проведения групповой, массовой и коллективной деятельности с воспитанниками. Большинство начинающих педагогов-хореографов рассматривают свою работу в качестве возможности саморазвития, не ставят границ для своих возможностей, желая совершенствоваться и прогнозировать творческие замыслы, моделировать свою деятельность, выделять условия, необходимые, чтобы реализовывать цель.
Деятельность педагога-хореографа и умственная и физическая, соединяющая творческую, организаторскую и индивидуальную авторскую деятельность. Творчество педагога-хореографа проявляется умением видеть разнообразные варианты решения хореографических задач, определять нестандартный подход, обладанием собственной педагогической позицией.
Педагогам-хореографам необходимо изучать коррекционные возможности искусства танца, чтобы помогать детям преодолевать затруднения, связанные с особенностями психофизического развития (апример, авторские программы развития пластичности тела на основании единства дыхания, движения и воображения). Опыт, который был накоплен в артпедагогике, является синтезом двух областей научного знания: педагогики и искусства танца, которыми обеспечивается художественное развитие учеников средствами хореографии.
Саморазвитие начинающего педагога-хореографа связывают с изучением танцевальной терапии, которая представляет собой одно из приоритетных направлений в современном преподавании хореографии. Данный метод предполагает изучение специальных танцевальных техник, тренировки тела учеников для подготовки к эстетической форме выражения в танце, поиску собственного спонтанно сымпровизированного танца. Главное здесь – раскрыть чувства через движения. Творческие способности раскрываются при реализации данного подхода в преподавании хореографии, который может быть разработан каждым педагогом-хореографом.
Саморазвитие предполагает освоение педагогами-хореографами необходимого объема знаний, касающихся организации хореографического коллектива, условий его функционирования, осознания специфических особенностей дополнительного образования детей, то есть сотрудничества с субъектами образовательного процесса для повышения педагогического мастерства, активного взаимодействия с учениками и их родителями, привлечения каждого ребенка к коллективной жизнедеятельности.
Работа и самообразование педагога-хореографа
Необходимый элемент организации творческого коллектива детей – сотворчество педагога-хореографа с учащимися, то есть взаимодействие, взаимопонимание и взаимоответственность.
Педагог-хореограф в системе дополнительного образования детей, представляет собой:
- профессионала, который служит для ребенка образцом хореографической деятельности;
- личность, способную оказать ребенку помощь в развитии творческих качеств;
- воспитателя, оказывающего существенное позитивное воздействие на формирование личности воспитанника.
Основная форма организации деятельности педагога – занятие, на протяжении которого, дети изучают музыкально-ритмический материал, тренируют вспомогательные упражнения, элементы хореографической азбуки, закрепляют музыкально-ритмический материал в игре, музыкально-танцевальной импровизации и пр. Педагог-хореограф может работать с любым музыкальным стилем: джазом, бальным, народным танцем, разучив ряд основных танцевальных шагов и движений, но акцент при этом делается не на дисциплине танца, а на выражении эмоций посредством движений. В таком случае необходимо использовать педагогический поиск, связанный с определением специфики сферы дополнительного образования детей и уровня подготовленности учащихся, умения найти собственный, неповторимый способ решения интересующей педагога профессиональной задачи, что и подкрепляет стремление и возможности самообразования.
Педагоги-хореографы, основываясь на специфических, характерных только для его коллектива, особенностях, должны строить занятие так, чтобы с максимальной эффективностью, с большой отдачей пользоваться временем, отведенным для занятия. Они должны выбирать такие приемы и формы работы, которые бы соответствовали их индивидуальной творческой манере.
Индивидуальность предполагает не только комплекс задатков, воображение и темперамент, на нее влияет богатство жизненного и душевного опыта.
Индивидуальный подход к хореографии отличается многогранностью и состоит из трех основных аспектов:
- индивидуальной системы наработанных педагогических приемов и средств по работе с коллективами детей, создающей благоприятные условия для развития и проявления танцевальных способностей учеников;
- индивидуального исполнительского мастерства педагога;
- оригинального танцевального стиля.
Творческий саморазвивающийся педагог-хореограф в процессе своей педагогической деятельности приходит к необходимости создания индивидуальной хореографической программы, состоящей из новых технологий, форм и методов работы с детьми, с использованием индивидуального стиля и направления хореографии, манеры преподавания. Но всего этого педагог может достичь только в процессе своего профессионального самообразования, изучая новую для себя информацию в индивидуально подобранном темпе и стиле изучения.
Система дополнительного образования детей позволяет педагогу-хореографу успешно развиваться в педагогической деятельности, качественно изменять известную методику занятий, организовывать свою собственную индивидуальную деятельность и взаимодействие с коллегами и учащимися, а также возможность самостоятельного выстраивания программы своего профессионального роста.