Факторы речевого развития детей
Речевое развитие – это процесс овладения ребенком средствами устной и письменной речи родного языка.
Важную роль в речевом развитии детей играет:
- мелкая моторика пальцев рук;
- артикуляционная моторика, то есть степень отработанности основных движений языка и губ, которые нужны, чтобы четко и правильно произносить звуки речи;
- чувство ритма;
- развитый слух.
Тренировать мелкую моторику рук можно начиная с возраста 2-6 месяцев. В этот период очень полезен массаж – поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью, сгибание-разгибание каждого пальчика в отдельности. Начиная с возраста 7-8 месяцев можно давать ребенку перебирать крупные предметы, постоянно уменьшая размер таких предметов.
Правильное дыхание не менее важно для речевого развития, так как именно оно является энергетической базой речевой системы. Дыхание воздействует и на произношение звуков, и на артикуляцию и развитие голоса.
Регулярная дыхательная гимнастика помогает воспитатель правильное речевое дыхание с удлиненным выдохом, позволяющим получить запас воздуха, чтобы произнести разные по длине фразы.
Особенности речевого развития в раннем возрасте
Второй год жизни представляет собой период быстрого развития речи, то есть период – сенситивный для речевого развития.
Самым важным изменением в детской речи является то, что слово для ребенка приобретает предметное значение.
В раннем возрасте быстро увеличивается объем пассивного словаря – количества понимаемых слов. К двум годам ребенок понимает практически все слова, произносимые взрослым, называя окружающие предметы. К этому времени ребенок начинает понимать объяснения взрослых, касающиеся их совместной деятельности.
Инструкции взрослого, которые организуют деятельность детей, понимается ими достаточно рано. В 2-3 года у детей формируется понимание речи-рассказа, то есть они понимают рассказы об окружающих их вещах и явлениях. Чтобы ребенок понял рассказ или сказку, содержание которых не вписывается в непосредственно воспринимаемую ребенком ситуацию, необходимо специально обучать этому детей, начиная рассказывать им что-то об известных ребенку предметах по 3-4 предложения.
Идет интенсивное развитие и активной речи, то есть увеличивается активный словарь, начинают появляться первые фразы, вопросы, обращенные взрослому. К 3м годам активный словарь включает уже 1,5 тысячи слов. Предложения, которые появляются у детей в 1,5 года, включают сначала 2-3 слова, и состоят из субъекта и его действия или действия и объекта действия, или действия и места действия.
К трем годам дети усваивают основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. Речь ребенка обладает всеми частями речи, разными типами предложений.
Активность речи резко возрастает в период 2-3 лет, так как расширяется круг общения ребенка, он может общаться не только с семьей, но и с другими взрослыми и детьми. Дети могут задать вопрос и ответить на вопрос взрослого.
К особенностям речевого развития в раннем возрасте относят:
- связь речевого развития не только с общением со взрослыми, но и включение в практическую деятельность, направленную на освоение предметов;
- формирование активной речи, превращающейся в средство общения со взрослыми и ровесниками;
- формирование регулирующей функции речи, когда ребенок исполняет инструкцию взрослого и его требования;
- появление ситуативной речи, понятной в контексте ситуации, в которую включены собеседники;
- возникновение описательной речи;
- воздействие речью на взрослого;
- отражение в речи опыта взаимодействия ребенка и окружающих, называя действия и требования, а не только предметы и лица;
- формирование слушания и понимания литературных произведений, рассказов взрослых, обогащающих опыт детей и помогающих усваивать социальный опыт.
Методика занятий по речевому развитию в раннем возрасте
Методика предлагает использование методов, разработанных в дидактике.
Метод развития речи – это способ деятельности педагога, которым обеспечивается формирование речевых умений и навыков у ребенка.
Принято выделять три группы методов: наглядные, словесные и практические.
Такое деление крайне условно, так как между ними отсутствует резкая граница. Любой наглядный метод сопровождает слово, а практические методы предполагают использование словесных или наглядных материалов.
Наглядные методы чаще всего используют в раннем возрасте. Могут применяться как непосредственные, так и опосредованные методы.
Непосредственные методы – это наблюдение и его типы: экскурсия, осмотр помещения, рассматривание натуральных предметов. Данные методы предполагают накопление речевого содержания и обеспечивают связь двух сигнальных систем.
Опосредованные методы – базируются на использовании изобразительной наглядности, например, рассматривание картин, игрушек, фотографий, а также их описание, составление рассказа по картинам и игрушкам. Данные методы используют, чтобы закрепить знания, словарь, развивать обобщающую функцию словаря, обучать детей связной речи. Опосредованные методы также можно использовать, чтобы ознакомиться с объектами и явлениями, с которыми невозможно непосредственное знакомство.
Словесные методы в раннем возрасте используют реже, к ним относят чтение и пересказ художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающие беседы, рассказывание, не опираясь на наглядные материалы. Любые словесные методы предполагают использование наглядных приемов: демонстрацию предметов, картин, игрушек, рассматривание иллюстративного материала, так как особенности раннего возраста детей и природа самого слова предполагают наглядность.
Практические методы предполагают применение навыков и умений речи, а также их совершенствование. Практические методы – это разнообразные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, практические этюды, хороводные игры и пр. Их используют, чтобы решить все речевые задачи.
Резкая граница между продуктивными и репродуктивными методами отсутствует. Элементы творчества присутствуют в любых репродуктивных методах, а элементы репродукции – в продуктивных.