Психолого-педагогическое сопровождение – это создание специальных условий, благоприятной среды для социального, физического, нравственного, познавательного развития учащихся и полноценного освоения образовательной программы на конкретном этапе обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение требуется учащимся, которые испытывают разнородные проблемы в обучении. Оно включает в себя деятельность различных специалистов – педагогов, психологов, социальных и медицинских работников, направленную на создание развивающей среды в учебном заведении и устранение проблем в развитии каждого отдельного учащегося.
Структура и содержание сопровождения низко мотивированных учащихся начальной школы
Сопровождение учащихся начальной школы – это комплекс действий, мероприятий, методик, направленных на приобщение детей к образовательному процессу и устранение проблем, препятствующих этому.
Период обучения в начальной школе – особенный этап в развитии ребенка. Он требует прохождения адаптации, переживания возрастного кризиса и принятия нового вида деятельности, которая на длительное время займет первостепенное значение. Каждый ребенок имеет свою специфику развития, обладает определенным уровнем познавательной и социальной мотивации. При ее отсутствии возникает ряд проблем в его обучении.
Смыслом психолого-педагогического сопровождения на начальных этапах школьного обучения является помощь учащимся в преодолении проблем социальной адаптации, разрешение трудностей в обучении и развитие мотивации познанию.
Психолого-педагогическое сопровождение немотивированных учащихся нацелено на создание комфортной среды пребывания ребенка и условий для его гармоничного, плодотворного развития. Сопровождение ориентировано на решение ряд задач формирования учебной мотивации:
- Определение причин трудностей в обучении.
- Определение причин отсутствия мотивации к учебной работе.
- Подбор образовательного маршрута под конкретные возможности и потребности учащегося.
- Развитие психолого-педагогической компетентности родителей в данных вопросах.
- Формирование психолого-педагогической компетентности педагогов и своевременное повышение уровня их профессионализма.
Психолого-педагогическое сопровождение немотивированных учащихся реализуется по следующим направлениям:
- Создание в учебном заведении предметно-развивающей среды.
- Организация помощи каждому конкретному учащемуся в решении его проблем в обучении.
- Организация взаимодействия с родителями, направленного на решение проблем мотивации учащихся.
- Сбор и анализ информации, направленной на разработку содержания педагогического сопровождения и отдельных направлений его реализации.
- Разработка методических основ работы педагогов в детьми данной категории и оказание им помощи в обучении немотивированного ребенка.
Педагогическое сопровождение включает в себя определенные мероприятия, которые отслеживают динамику развития ребенка, успешность его обучения и иные показатели, напрямую связанные с формированием мотивации к учению – взаимоотношения в коллективе учащихся, развитость психических процессов, индивидуальные интересы и потребности.
Рисунок 1. Основные формы работы в рамках психолого-педагогического сопровождения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В ходе педагогического сопровождения происходит формирование у учащихся навыков коммуникации со сверстниками и взрослыми, которые позволяют им устанавливать продуктивное взаимодействие в коллективе и с педагогами начальной школы. Также, проводятся психологические тренинги по устранению тревожности учащихся, минимизации их страхов и повышению самооценки. Кроме того, учащимся начальной школы необходимы когнитивные способности для полноценного освоения образовательной программы.
Принципы реализации сопровождения младших школьников с низким уровнем учебной мотивации
Реализация психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы осуществляется на основании ряда принципов:
- Принцип диагностирования. Он отражает необходимость проведения исследования причин отсутствия у учащегося учебной мотивации, которые лягут в основу индивидуальной программы сопровождения.
- Принцип системности. Он предполагает единство и связь диагностики, коррекции развития и ориентации на учебную деятельность учащегося с низким уровнем мотивации к познанию.
- Принцип учета интересов и потребностей ребенка. Каждая проблемная ситуация отдельного учащегося имеет индивидуальную основу возникновения и особенности протекания. Потому, педагогу необходимо ориентироваться на решение проблемы, исходя из особенностей развития конкретного учащегося в ориентации на оказание ему максимально возможной помощи и устранения существующих затруднений и проблем развития.
- Принцип компетентности. Он требует от педагога знаний в области психологии, педагогики, социальной работы, дефектологии, поскольку, привлечение специалистов к сопровождению не всегда возможно. Подбор эффективных упражнений, методов работы требует не только знания дидактических принципов, возрастной психологии, но и знаний из области нейропсихологии, дефектологии, нейропедагогики, которые позволяют определить уровень развития ребенка и причины его нежелания учится, т.е. установить, заложены ли они в имеющихся отклонениях в развитии, вызваны социальными, бытовыми факторами или простым отсутствием интереса к учебной деятельности.
- Принцип эмоциональной связи. Он означает, что в ходе сопровождения между педагогом и учащимся должен быть установлен эмоциональный контакт. Педагогу необходимо чувствовать учащегося, чтобы у него сформировалось доверие к педагогу и желание с ним взаимодействовать.
- Принцип отбора адекватных методов и средств. Он означает, необходимость подбора таких средств и приемов работы, которые позволят развить у учащихся мотивацию к обучению, ликвидировать его проблемы. При этом, методы должны отвечать уровню развития учащегося, его потенциальным возможностям и не должны противоречить его правам и свободам.