Направления коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми
Аутизм – это расстройство психических процессов и эмоциональной сферы личности, выражающееся в неразвитости коммуникативной сферы и навыков эмоционального реагирования на внешние раздражители.
По сути, дети с аутизмом характеризуются, как «оторванные от реальности». Они не особенно интересуются окружающим миром, постоянно пребывают в собственном мире, погружаясь в свои переживания.
Для аутизма характерно торможение развития психических процессов организма и, вместе с тем, ускорение развития некоторых процессов. Например, может быть нарушено фонематическое восприятие речи и активно функционировать ее грамматическая сторона или ребенок может обладать расширенным словарным запасом, но не уметь его применять в практическом общении.
Аутизм имеет разную степень тяжести. Она определяет и коррекционную программу работы с ребенком.
Коррекционная работа с детьми, страдающими аутизмом, характеризуется такими параметрами, как:
- Целостность. Она означает ориентацию на развитие всех сторон личности воспитанниками, независимо от специфики их развития и функционирования;
- Системность коррекции. Коррекция реализуется в связи всех ее процессов и аспектов;
- Комплексность коррекционного воздействия. Она означает воздействие на физическое и психическое развитие личности ребенка-аутиста и формирование всех сторон его личности;
- Непрерывность коррекционной работы. Она реализуется до тех пор, пока развитие ребенка не приобретет максимально-возможный нормальный уровень;
- Связь коррекционного развития с социальным окружением ребенка. Предполагается обеспечение положительного влияния окружающей среды на развитие личности аутичных детей. Общественная среда, в которой воспитывается ребенок, подключается к коррекционной работе.
Коррекционная работа с детьми-аутистами реализуется по следующим направлениям:
- Развивающая деятельность. Она связана с формированием специальных социальных и психологических условий, дающих комфорт для полноценного развития психических процессов организма ребенка.
- Психокоррекционная деятельность. Она связана с решением проблем обучения, воспитания, коммуникативного взаимодействия детей и их личностного развития, исходя из индивидуальных особенностей и уровня развития психоэмоциональной сферы.
- Логопедическая работа. Как правило, речевые дефекты сопровождают аутизм. Потому, работа логопеда является непосредственной необходимостью в коррекции данного нарушения.
Все занятия проводятся в игровой форме.
Основы эмоционального развития аутичных детей
Эмоциональная сфера аутичных детей имеет свои особенности, которые определяют и специфику реализации психокоррекции эмоциональной сферы ребенка.
Эмоциональное развитие детей с расстройствами аутистического спектра реализуется на основании соблюдения следующих условий:
- Построение эмоциональной связи ребенка с близким взрослым. Как правило, она отсутствует, или находится на низком уровне развития. При этом, она необходима для его нормального развития, приведении к балансу психических процессов организма.
- Организация общения и взаимодействия ребенка в опоре на ряд его характеристик, доступных для выполнения ребенком: соблюдение дистанции в общении, сохранение плавного ритма общения, небольшая продолжительность общения, привлекательная форма общения.
- Объединение детей и детей со взрослым специально организованными совместными занятиями. Они должны иметь определенный эмоциональный смысл и воздействовать на эмоциональную сферу детей.
Данные условия, в первую очередь, стимулируют установление связей ребенка с окружающими. Они не ориентированы именно на формирование каких-то навыков деятельности, а учат взаимодействовать со взрослыми, близкими людьми, ближайшим окружением. Каждый успешный шаг в формировании этих связей приближает ребенка к его интеллектуальному и социальному развитию.
Методы развития эмоциональной сферы детей-аутистов
Развитие эмоциональной сферы ребенка-аутиста реализуется в опоре на применение следующих методов:
- Логоритмика. Она ориентирована на развитие моторных функций организма и возбуждение интереса к окружающему миру музыкальными средствами. Музыка стимулирует проявление положительных эмоций ребенка с аутизмом от различных объектов и процессов окружающего мира, тем самым, возбуждая интерес к нему. Глубинный потенциал ребенка с нарушениями психоэмоциональной сферы активно развивается в ходе музыкальной деятельности. Кроме того, развивается доверие к педагогу и открытие ребенка ему.
- Театральная деятельность. Она ориентирована на обучение детей пониманию эмоциональных состояний других людей и стимулирование проявление эмоций ребенком-аутистом. Как правило, для постановок используются специальные, адаптированные сказки. Они позволяют реализовать индивидуальный подход к воспитанниками с разным уровням нарушений аутистического спектра за счет разработки заданий разного уровня сложности.
- Танцевально-двигательные упражнения. Они направлены на установление детьми-аутистами контактов с педагогом и сверстниками. Это реализуется за счет объединения музыкальной терапии, с танцевальными движениями. Однако, привлечение ребенка к танцу требует последовательной работы, включающей пробуждение его желания к танцевальной деятельности т.е. педагог обязательно спрашивает разрешения пригласить ребенка на танец, прикоснуться к нему, взять за руку и т.д.
- Методы арт-терапии. Она позволяет устранить «эмоциональную закрытость» ребенка и сформировать навыки эмоционального реагирования у него. Применяются разные техники рисования, позволяющие ребенку-аутисту выразить свое отношение к окружающему миру и его процессам. В работе применяются методы изобразительного творчества, опирающиеся на изобразительное искусство. Именно оно, несет терапевтический эффект в коррекционном развитии эмоциональной сферы детей-аутистов.