Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности психокоррекции эмоциональной сферы у аутичных детей

Направления коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми

Определение 1

Аутизм – это расстройство психических процессов и эмоциональной сферы личности, выражающееся в неразвитости коммуникативной сферы и навыков эмоционального реагирования на внешние раздражители.

По сути, дети с аутизмом характеризуются, как «оторванные от реальности». Они не особенно интересуются окружающим миром, постоянно пребывают в собственном мире, погружаясь в свои переживания.

Для аутизма характерно торможение развития психических процессов организма и, вместе с тем, ускорение развития некоторых процессов. Например, может быть нарушено фонематическое восприятие речи и активно функционировать ее грамматическая сторона или ребенок может обладать расширенным словарным запасом, но не уметь его применять в практическом общении.

Аутизм имеет разную степень тяжести. Она определяет и коррекционную программу работы с ребенком.

Коррекционная работа с детьми, страдающими аутизмом, характеризуется такими параметрами, как:

  • Целостность. Она означает ориентацию на развитие всех сторон личности воспитанниками, независимо от специфики их развития и функционирования;
  • Системность коррекции. Коррекция реализуется в связи всех ее процессов и аспектов;
  • Комплексность коррекционного воздействия. Она означает воздействие на физическое и психическое развитие личности ребенка-аутиста и формирование всех сторон его личности;
  • Непрерывность коррекционной работы. Она реализуется до тех пор, пока развитие ребенка не приобретет максимально-возможный нормальный уровень;
  • Связь коррекционного развития с социальным окружением ребенка. Предполагается обеспечение положительного влияния окружающей среды на развитие личности аутичных детей. Общественная среда, в которой воспитывается ребенок, подключается к коррекционной работе.

Коррекционная работа с детьми-аутистами реализуется по следующим направлениям:

«Особенности психокоррекции эмоциональной сферы у аутичных детей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Развивающая деятельность. Она связана с формированием специальных социальных и психологических условий, дающих комфорт для полноценного развития психических процессов организма ребенка.
  2. Психокоррекционная деятельность. Она связана с решением проблем обучения, воспитания, коммуникативного взаимодействия детей и их личностного развития, исходя из индивидуальных особенностей и уровня развития психоэмоциональной сферы.
  3. Логопедическая работа. Как правило, речевые дефекты сопровождают аутизм. Потому, работа логопеда является непосредственной необходимостью в коррекции данного нарушения.

Все занятия проводятся в игровой форме.

Основы эмоционального развития аутичных детей

Эмоциональная сфера аутичных детей имеет свои особенности, которые определяют и специфику реализации психокоррекции эмоциональной сферы ребенка.

Эмоциональное развитие детей с расстройствами аутистического спектра реализуется на основании соблюдения следующих условий:

  1. Построение эмоциональной связи ребенка с близким взрослым. Как правило, она отсутствует, или находится на низком уровне развития. При этом, она необходима для его нормального развития, приведении к балансу психических процессов организма.
  2. Организация общения и взаимодействия ребенка в опоре на ряд его характеристик, доступных для выполнения ребенком: соблюдение дистанции в общении, сохранение плавного ритма общения, небольшая продолжительность общения, привлекательная форма общения.
  3. Объединение детей и детей со взрослым специально организованными совместными занятиями. Они должны иметь определенный эмоциональный смысл и воздействовать на эмоциональную сферу детей.

Данные условия, в первую очередь, стимулируют установление связей ребенка с окружающими. Они не ориентированы именно на формирование каких-то навыков деятельности, а учат взаимодействовать со взрослыми, близкими людьми, ближайшим окружением. Каждый успешный шаг в формировании этих связей приближает ребенка к его интеллектуальному и социальному развитию.

Методы развития эмоциональной сферы детей-аутистов

Развитие эмоциональной сферы ребенка-аутиста реализуется в опоре на применение следующих методов:

  1. Логоритмика. Она ориентирована на развитие моторных функций организма и возбуждение интереса к окружающему миру музыкальными средствами. Музыка стимулирует проявление положительных эмоций ребенка с аутизмом от различных объектов и процессов окружающего мира, тем самым, возбуждая интерес к нему. Глубинный потенциал ребенка с нарушениями психоэмоциональной сферы активно развивается в ходе музыкальной деятельности. Кроме того, развивается доверие к педагогу и открытие ребенка ему.
  2. Театральная деятельность. Она ориентирована на обучение детей пониманию эмоциональных состояний других людей и стимулирование проявление эмоций ребенком-аутистом. Как правило, для постановок используются специальные, адаптированные сказки. Они позволяют реализовать индивидуальный подход к воспитанниками с разным уровням нарушений аутистического спектра за счет разработки заданий разного уровня сложности.
  3. Танцевально-двигательные упражнения. Они направлены на установление детьми-аутистами контактов с педагогом и сверстниками. Это реализуется за счет объединения музыкальной терапии, с танцевальными движениями. Однако, привлечение ребенка к танцу требует последовательной работы, включающей пробуждение его желания к танцевальной деятельности т.е. педагог обязательно спрашивает разрешения пригласить ребенка на танец, прикоснуться к нему, взять за руку и т.д.
  4. Методы арт-терапии. Она позволяет устранить «эмоциональную закрытость» ребенка и сформировать навыки эмоционального реагирования у него. Применяются разные техники рисования, позволяющие ребенку-аутисту выразить свое отношение к окружающему миру и его процессам. В работе применяются методы изобразительного творчества, опирающиеся на изобразительное искусство. Именно оно, несет терапевтический эффект в коррекционном развитии эмоциональной сферы детей-аутистов.
Дата последнего обновления статьи: 17.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot