Познавательное развитие
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, которые происходят в познавательных психических процессах в ходе взросления под воздействием среды и собственного опыта ребенка.
Ядро познавательного развития – развитие умственных способностей.
Дошкольный возраст является периодом начала разностороннего развития и формирования личности. В этот момент деятельности анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти и мышления, а также речи вызывает формирование чувственной стадии познания мира. Идет интенсивное формирование логического мышления, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дети-дошкольники стремятся представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазия может быть расценена в качестве реальности.
Интерес к познанию реального мира – фундаментально значимый для детского развития.
Познавательная активность ребенка в старшем дошкольном возрасте характеризуется оптимальными отношениями к выполняемой деятельности, интенсивное усвоение различных способов позитивного достижения результата, опыт творческой деятельности, направленность на его практическое использование в его повседневной жизни. Основа познавательной активности ребенка – противоречия между сформировавшимися знаниями, умениями, навыками и усвоенным опытом достижения результатов методом проб и ошибок, а также новыми познавательными задачами и ситуациями, которые возникли в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источник познавательной активности – процесс преодоления противоречия усвоенного опыта и необходимости трансформировать и интерпретировать его в своей практической деятельности, что дает возможность ребенку проявлять самостоятельность и творческое отношение, выполняя задание. Руководство процессом развития нестандартных форм мышления у детей со стороны педагогов реализуют через использование им разнообразных методов и приемов по активизации интеллектуальной сферы ребенка.
В старшем дошкольном возрасте познавательное развития является сложным комплексным феноменом, включающим развитие познавательных процессов, которые представлены разными формами ориентации ребенка в окружающем мире, в самом себе и регулируют его деятельность. Известно, что старшие дошкольники уже имеют возможность осуществлять инициативную преобразующую активность ребенка. Данный возрастной период – необходим для развития познавательных потребностей детей, которые выражаются поисковой и исследовательской активностью, направляемой на обнаружение нового знания. Часто дети не только задают вопросы, но и стремятся найти ответ с использованием своего маленького опыта, чтобы объяснить непонятное, а иногда и проводят эксперименты.
Характерной особенностью данного возраста являются познавательные интересы, которые выражаются внимательным рассматриванием, самостоятельным поиском интересующей информации и стремлением узнать у взрослого что, где и как живет или растет. Старшему дошкольнику интересны явления живой и неживой природы, проявление инициативы, обнаруживаемой при наблюдении, стремление узнать и потрогать.
Результат познавательной деятельности вне зависимости от того, в какой форме познания она была осуществлена, - это знания. В этом возрасте дети уже способны к систематизации и группировке объектов живой и неживой природы, в соответствии с внешними признаками и признаками среды обитания.
Развитие познавательных интересов в старшем дошкольном возрасте
Психологами было экспериментально исследовано, что уровнем развития познавательной сферы определяется характер взаимодействия с объектами природы, и тем больше проявляется познавательный интерес к ней, ориентация на состояние и благополучие самого объекта, а не оценивание его со стороны взрослых. Психологами подчеркивалось, что в развитии ребенка важнейшим типом деятельности выступает тот, в котором были приобретены знания. Познавательную деятельность рассматривают не только в качестве процесса усвоения знаний, умений и навыков, но в качестве поиска знаний, приобретения знаний самостоятельно или под чутким руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества. Необходимо ответить, что в развитии познавательных интересов дошкольников выделят два главных пути:
- процесс постепенного обогащения опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями, касающимися окружающих, что вызывает у школьников познавательную активность. Чем больше перед ребенком открывается сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивого познавательного интереса;
- процесс постепенного расширения и углубления познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
При этом каждый возрастной этап характеризуется своей интенсивностью, степенью выраженности, содержательной направленности познания.
В старшем дошкольном возрасте ребенок познает мир вокруг себя. Основой детского отношения к миру является заботливость, доброта, гуманность и сострадание. Дети уже способны к систематизации накопленной и полученной информации, через логические операции устанавливают связь и зависимости, располагать объекты в пространстве и времени. Идет развитие знаково-символической функции сознания, то есть уметь использовать знаки, чтобы обозначать действия, признаки, строить модель логических отношений между понятиями.
При познании различных объектов, событий и явлений ребенок учится не только анализу и сравнению, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него проявляется потребность утверждаться в своем отношении к окружающему миру через созидание.
Иными словами, на протяжении старшего дошкольного возраста ребенок непосредственно включен в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира посредством усвоения следующих умений:
- ставить цели и планировать;
- прогнозировать возможные эффекты действия;
- контролировать выполнение действий;
- оценивать результаты и их коррекцию.
К концу 6-го года жизни у ребенка формируются обобщенные представления, касающиеся пространства и времени, предметов, явлений, процессов и их свойств, основных действий и важнейших отношений, а также числах и фигурах, языка и речи. У ребенка идет формирование познавательного и бережного отношения к миру.
В связи с этим очень трудно в процессе обучения поддерживать познавательную активность, создавая для детей условия самостоятельного поиска информации. Только в результате взаимодействия субъекта с определенной информацией происходит формирование знания.