Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Диагностика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Определение 1

Диагностика – это конкретный прием, который позволяет выявить на основании результатов тестирования определенный уровень развития человека.

Диагностический комплекс по исследованию познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Необходимо отметить, что результаты, полученные в ходе диагностики, представляют собой приближенную информацию об умственном развитии. Ее использование для суждения или формулировки выводов, может быть только в совокупности с иными результатами, полученными в ходе других исследований.

Стандартный блок диагностических методик включает в себя четыре методики, направленные на выявление различных аспектов познавательного развития детей старшего дошкольного возраста:

  • ориентировка в окружающем пространстве;
  • умение выделять существенные признаки из общего;
  • уровень развития наглядно-образного мышления;
  • умения устанавливать последовательность событий.

С целью исследования данных сторон познавательного развития старшего дошкольника, могут быть использованы следующие диагностические методики:

  1. Игра «Нелепица» - ребенок рассматривает картинку, на которой изображено большое количество событий. Его задача найти нелепости и искажения реальности, «ошибки» художника.
  2. «Четвертый лишний» - ребенку предлагается четыре картинки или предмета. Необходимо убрать лишнее, обосновав свой выбор.
  3. Диагностическая методика Л.А. Вагнера – ребенку предлагаются вырезанные из бумаги формы, из которых он должен собрать предметное изображение в соответствии с представленным эталоном. Выполнение этой задачи позволяет определить исследователю умение детей оперировать сенсорными эталонами.
  4. Использование сюжетных картинок – ребенок должен рассказать о том, что он видит на картинке, что там изображено и какие действия выполняют героя картинки. Рассказа ребенка отражает уровень развития у него связной речи, умении самостоятельно логично и последовательно излагать мысли.
«Диагностика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Таким образом, диагностика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста предполагает обязательное использование комплекса методик. Только в этом случае можно говорить о всестороннем исследовании и достоверности полученных данных.

Характеристика некоторых диагностических методик

Методика «Дерево желаний», автор В. С. Юркевич.

Цель методики: определение уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Материалы: картинки, сопровождаемые словесными воображаемыми ситуациями.

Ход методического исследования: исследователь сообщает ребенку о том, что он знает волшебника способного исполнить несколько его желаний, перенести в желаемое место и т.д. Спрашивает у ребенка, чтобы он попросил у волшебника в первую очередь и т.д. Первые ответы ребенка регистрируются, среди них выбираются наиболее познавательные и интересные.

Полученные ответы обрабатываются, чем интереснее, необычнее и познавательнее ответ, тем выше за него балл получает ребенок. При этом суждение ребенка рассматриваются по более широкой шкале, чем – высокий, средний и низкий. В шкалу входят такие показатели как «очень высокий» и «очень низкий».

Методика «Наблюдение за проявлениями учебно-познавательной активности».

Суть методики. Во время разных видов деятельности, педагог наблюдает за детьми, их реакциями на его вопросы, ответами и т.д. Все это фиксируется.

Основные единицы проявления внешней активности у детей старшего дошкольного возраста в ходе диагностического исследования:

  • двусторонняя активность – ребенок стремится самостоятельно ответить на поставленные педагогом вопросы, после ответов он испытывает удовлетворение;
  • односторонняя активность – ребенок охотно отвечает на вопросы педагога, но при этом он не проявляет инициативу, чтобы ответить на них. То есть для ответа педагог сам выбирает ребенка и просит дать ответ;
  • активность на уровне микрогруппы – ребенок активен только внутри своей микрогруппы, вне ее он не стремится отвечать на вопросы педагога и не проявляет активности во время учебного занятия;
  • отклонение от учебного процесса – ребенок не принимает активного участия в учебном процессе, он отвлекается, разговаривает с соседями, не смотрит на педагога и т.д.

Требования к педагогу, организующему диагностику познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста

Для того чтобы проводимая диагностика была результативной и успешной, к педагогу, который ее организует и проводит, предъявляется ряд профессиональных требований.

Требования к педагогу, проводящему исследование познавательного развития детей старшего дошкольного возраста:

  1. Умение точно, выразительно, кратко и логично излагать материал, добиваться понимания детьми диагностического материала, уметь использовать в работе разнообразные методы изложения и активизации детей в учебно-познавательном процессе.
  2. Умение удерживать интерес и внимание детей на диагностическом материале, использовать собственные знания на практике, самостоятельно адекватно оценивать свою учебно-познавательную деятельность, поведение и поступки.
  3. Владение конструктивно-организаторскими умениями, которые включают в себя умения: планировать педагогический процесс, подбирать методические и диагностические материалы, организовывать деятельность детей в разных режимных моментах.
  4. Диагностические навыки, которые заключаются в умении определять особенности психического и физического состояния детей старшего дошкольного возраста.
  5. Уметь устанавливать эффективные взаимоотношения с детьми, родителями, педагогами и администрацией образовательного учреждения.

Таким образом, педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность старших дошкольников. Также значимыми являются личностные качества воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знания особенностей психического развития детей, творческий потенциал, тактичность и терпимость в отношениях с детьми и родителями.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot