Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Изучение игровых предпочтений детей старшего дошкольного возраста

Важность диагностирования игровых предпочтений детей дошкольного возраста

Определение 1

Игровые предпочтения – это интересы ребенка в отношении какой-либо игровой деятельности, его желание выполнять конкретные игровые действия и игровые роли.

Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В ней он проводит максимальное количество времени. Игры помогают развитию ребенка и подготавливают его к новому этапу его жизнедеятельности – обучению в школе. В этой связи, диагностирование игровых предпочтений ребенка старшего дошкольного возраста имеет важное значение.

Подготовка к школе требует акцентирования внимания на развитии познавательной сферы ребенка, формировании его коммуникативных навыков и интеллектуальных направлений деятельности. Поэтому, необходимо применять такие игры, которые помогают ребенку в развитии этих сфер.

Игра может оказать положительное воздействие на развитие разных сторон личности ребенка, только если она вызывает у него интерес и желание принимать в ней участие. Эмоциональный компонент лежит в основе результативности в любой сфере деятельности ребенка дошкольного возраста. Эффективность развития ребенка и подготовки к школе требует выявления игровых предпочтений ребенка и выбор игр, ориентированных на подготовку к школе, с учетом его интересов.

Игровая деятельность оказывает огромное влияние на развитие психических процессов ребенка. В играх, дети:

  1. Воспроизводят взаимоотношения взрослых;
  2. Подражают поведению взрослых в разнообразных жизненных ситуациях;
  3. Выполняют разнообразные социальные роли;
  4. Выполняют половые роли.

Стоит отметить, что в старшем дошкольном возрасте, игра имеет уже осознанный характер. Дети строят игровой сюжет и распределяют роли игры. Они осознанно действуют по правилам игры, проигрывают игровые роли.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в старшем дошкольном возрасте, девочки и мальчики имеют разные игровые предпочтения. Конечно, исключения возможны и имеются, но в большинстве случаев, игровые предпочтения определяются половой принадлежностью детей.

«Изучение игровых предпочтений детей старшего дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Девочки предпочитают играть в куклы, «семью», формируя отношения «дочерей и матерей, тогда как мальчики любят более динамичные игры с оружием и машинами. Игры отражают традиционные воззрения на половые роль мужчины и женщины в обществе. Это происходит на основе примера взрослых – родителей, выполняющих определенные действия, соответствующие их половой принадлежности, ежедневно. Дети копируют реальные события из жизни и воплощают их в своем воображаемом игровом мире.

Мальчики старшего дошкольного возраста отдают предпочтения предметным играм, а девочки вербальным.

Однако, игровые предпочтения детей требуют обязательной диагностики для построения эффективной игровой программы в дошкольном образовательном заведении, ориентированной на подготовку детей к школе.

В игре происходит реализация детских желаний. Дети очень часто желают исполнять те роли, которые не могут играть в реальной жизни. Это позволяет сделать воображаемый мир более реальным для ребенка, что имеет свои преимущества в его развитии.

Методы диагностирования игровых предпочтений старших дошкольников

Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основными методами, позволяющими выявить игровые предпочтения детей, являются следующие:

  1. Наблюдение. Метод наблюдения основан на наблюдении педагога за каждым ребенком в ходе проведения различных игр. Так, можно выявить каким сюжетам игры и ролям дети больше рады, а следовательно, отдают им предпочтение. Метод наблюдения позволяет сформировать стабильные направления игровой деятельности, сделать ее более насыщенной и разнообразной. В ходе наблюдения производится оценка зависимости навыков игровой деятельности ребенка от его игровых интересов. При наблюдении можно рассмотреть каким образом меняется характер игрового взаимодействия детей, в случае увлекательной для них игры, а как проходит игра и взаимодействие детей в ней, если она им не интересна.
  2. Интервьюирование и опрос. Эти методы предполагают проведение бесед с ребенком на тему игры. Педагог подготавливает вопросы, чтобы выяснить любит ли ребенок играть, в каких местах он предпочитает играть: дома, на улице, в детском саду, и в какие игры. Также, педагог стремиться выяснить любит ли ребенок играть один или с другими детьми или со взрослыми, какие игры ему интересны и почему.
  3. Анкетирование родителей. Метод предполагает составление анкет на игровую тематику для их заполнения родителями. В анкетах вводятся такие вопросы: «Нравится ли вам играть с ребенком?», «Как часто вы играете вместе?», «В какие игры вам нравится играть больше?», «Какие игры предпочитает ваш ребенок?», «Какие игры/игрушки вы приобретете в магазине с большей вероятностью?». Эти вопросы позволяют педагогу оценить, насколько родители заинтересованы в создании игровой атмосферы в доме, принимают ли они активное участие в игровом развитии своего ребенка, занимаются ли они с ребенком развивающими играми.
  4. Естественный эксперимент. Этот метод позволяет определить специфику игровых интересов ребенка и позиции субъектов разных полов в игровой деятельности. Для этого, происходит создание экспериментальной среды. В период дня, когда ребенок играет самостоятельно, детям даются атрибуты игры: куклы, инструменты, одежда, посуда, бытовая техника. педагог наблюдает за детьми: как они организуют ход игры, выбирают сюжет, распределяют роли, атрибуты игры, содержание игровых действий и формируют взаимоотношения друг с другом в ее ходе. Таким образом, педагог оценивает какие социальные роли берут на себя девочки и мальчики и как они их исполняют. Как правило, эксперименты свидетельствуют о том, что содержание игр девочек является более насыщенным и богатым по содержанию, чем мальчиков. Девочки предпочитают играть в дочки-матери, выполняя роли матерей, хозяек дома, заботливых жен. Мальчики стремятся построить игру с инструментами, ремонтируя что-то, строя. Основными игровыми предпочтениями мальчиков выступают ремонтно-хозяйственная направленность деятельности, езда на машине на работу. Мальчики стремятся брать на себя более тяжелую физическую работу, тогда как, девочки хотят заниматься домашним хозяйством. Это отражает представленные в обществе половые роли женщин и мужчин.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot