Семья как институт психологической подготовки ребенка к школе
Подготовка к школе – это система мероприятий, направленных на формирование у ребенка психологической готовности к новому этапу его жизнедеятельности.
Психологическая готовность к школе - это степень развития психических процессов организма, позволяющих ребенка выполнять новый вид деятельности – учебную, активизировать познавательную работу и влиться в новую социальную среду, взяв на себя новые ролевые функции.
Подготовка к школе является важным этапом развития дошкольника. Ему необходимо уделить должное внимание, применив комплекс мер и методов воспитательного воздействия. Подготовка к школе упрощает адаптацию ребенка к ее условиям и является профилактикой возникновения психологических травм, стрессовых ситуаций, связанных с принятием новой социальной роли, сменой основного вида деятельности, новых правил и норм социального поведения, развитием коллективного взаимодействия.
Важную роль в подготовке ребенка к школьному обучению играют воспитатели ДОУ и родители. Базовой функцией семьи является воспитательная. Именно в семье закладываются основы личностного развития ребенка. От семейного воспитания зависит успех дальнейшего развития ребенка и его жизнедеятельности. Поэтому, семья активно воздействует и на психологическую подготовку ребенка к школе.
Основными направлениями психологической подготовки ребенка к школе являются:
- Развитие системы знаний и навыков, необходимых для обучения в начальной школе.
- Развитие психических процессов организма.
- Формирование отдельных частей учебной деятельности.
- Развитие навыков следования инструкции, выполнение действий по словесному указанию.
- Воспитание волевых качеств. Волевая готовность имеет важное значение при подготовке к школе. Необходимо развить у ребенка осознанную постановку цели и стремление к ее достижению. Это реализуется путем мотивации.
- Формирование готовности к принятию новой социальной роли. Для этого, необходимо объяснить важность и значимость школьного обучения и развить положительное эмоциональное восприятие данного процесса.
- Формирование коммуникативных навыков.
- Активизация мыслительных процессов.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе предполагает формирование у него стремления к коллективному взаимодействию, жизни в обществе и следованию его нормам. Для этого ребенок должен развить определенные навыки и умения, сформировать систему знаний, помогающих ему жить и функционировать в социальной среде, познавать окружающий мир в учебной деятельности.
Семейный микроклимат и тип родительских отношений как факторы эффективной подготовки ребенка к школе
Семейное воспитание имеет важное значение для его развития. По сравнению с другими институтами воспитания, семейное воспитание охватывает всю жизнедеятельность ребенка и является более длительным и более активным, т.е. ребенок подвергается воспитательному воздействию родителей в большей степени.
Устройство семьи, ее микроклимат, семейные отношения определяют психологические основы поведения ребенка. Семья имеет огромный воспитательный потенциал. Итоги воспитания определяются успешностью реализации этого потенциала.
Воспитательный потенциал семьи состоит из следующих компонентов:
- Семейная обстановка.
- Тип родительских отношений.
- Стиль семейного воспитания.
- Численность семьи.
- Бытовые условия проживания.
- Материальная обеспеченность семьи.
- Идейно-нравственные принципы семьи.
- Эмоционально-психологическая атмосфера.
- Трудовая обстановка.
- Наличие образования и уровень интеллектуального развития родителей.
- Традиции семьи.
- Свойства личности родителей, выступающих примером для ребенка.
- Уровень педагогической культуры родителей.
- Характер взаимоотношений семьи с окружающими.
- Воспитательная линия семьи.
- Установление единой направленности воспитания между семьей и дошкольной образовательной организацией.
Отношения, складывающиеся в семье, могут носить разный характер. Родители должны учитывать, что от того, какая обстановка в семье, как ребенок чувствует себя в ней зависит его комфорт и развитие. Кроме того, важную роль играет стиль семейного воспитания. Он определяет формирование самооценки ребенка, развитие его самостоятельности и творческого потенциала, его стремление к познанию, самореализации и самоутверждению.
Семейная обстановка, эмоциональная атмосфера оказывает влияние на интеллектуальное развитие ребенка. Она воздействует на активизацию познавательных процессов ребенка, определяет его отношение к учебной деятельности.
Уровень образования родителей, их нравственные ориентиры деятельности определяют умственное развитие их ребенка. То, какие культурные ценности и нормы поведения освоит ребенок, как он будет вести себя в обществе, будет ли он стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию, принятие различных социальных ролей определяется уровнем образования родителей и, соответственно, их культурным развитием.
Чтобы обеспечить ребенку психологическую готовность к школьному обучению, требуется создать адекватную обстановку для его воспитания и развития. Ребенку требуется чувствовать себя важным и нужным, защищенным, его интересы должны учитываться, а мнение уважать. Родители должны уделять ребенка достаточно времени и сил, помогать ему в том, что у него не получается, формировать у него желание быть полезным, стремиться к чему-то.
Также, родителям необходимо создать единую направленность воспитательного воздействия с дошкольной образовательной организацией. Иначе, достичь должного уровня готовности ребенка к школе не получится. Родители будут действовать так, а воспитатели ДОУ совершенно иначе. Ребенок окажется на перепутье, и его психические процессы не будут нормально формироваться. Мнение профессиональных педагогов, их советы и рекомендации должны быть учтены родителями в своей системе семейного воспитания.