Составляющие педагогического исследования
Педагогическое исследование – это специально организованный процесс, направленный на выявление и устранение проблем в области становления и развития личности в рамках воспитательно-образовательного процесса.
Компонентами педагогического процесса являются:
- Проблема исследования – отражает суть противоречий между теорий и практикой педагогики.
- Актуальность – определяет необходимость и значимость изучения проблемы исследования.
- Цель исследования – представляет собой кратко сформулированный предполагаемый результат, к которому стремиться исследователь.
- Объект исследования – то, что подлежит исследованию.
- Предмет исследования – одна из сторон объекта исследования.
- Задачи исследования – направлены на достижение поставленной цели и решение проблемы исследования. По своей сути являются своеобразными этапами (ступенями) исследования.
- Гипотеза – предположение о том, как именно будет решаться проблема исследования, то есть какое влияние на нее будет оказано исследователем, и какие изменения он предполагает увидеть.
- Теоретическая и практическая значимости – заключаются в обобщении имеющейся информации по проблеме исследования, выработке и предложении рекомендаций.
Все указанные компоненты представляют собой методологический аппарат исследования. От правильности его составления зависит правдивость полученных в ходе исследования результатов.
Особенности ведущих методов педагогического исследования
Методы педагогического исследования – это способы и средства исследования, которые способствуют реальному получению необходимой информации и материалов.
На сегодняшний день методы педагогического исследования представлены разнообразными средствами и способами, каждый из которых имеет свои характерные черты и особенности.
Выделяют следующие методы педагогического исследования.
Наблюдение – целенаправленное восприятие определенного педагогического явления, в результате которого исследователь получает и фиксирует конкретный материал.
Организуется в виде скрытого или внедренного наблюдения. Например, во время скрытого наблюдения, взрослый может наблюдать за поведением детей в группе, при этом не вмешиваться в процесс их взаимодействия. При внедренном наблюдении взрослый так же наблюдает за детьми, но при этом он может вступать с ними в общение.
Достоинства метода наблюдения: простота в организации и реализации, не требует дополнительных затрат или вложений. Недостатки: на полученную информацию может оказывать влияние личность исследователя (его отношение к детям, личная неприязнь и т.д.).
Вербальные методы педагогического исследования: опрос, беседа, интервью.
Опрос – разговор между исследователем и испытуемым по заранее составленному списку вопросов. Особенность опроса заключается в том, что исследователь может задавать вопросы и ждать на них ответа, а может предлагать свои варианты ответов на выбор.
Беседа – процесс общения между исследователем и испытуемым по заранее составленному плану, примерным вопросам. Основная задача исследователя вести разговор в нужном русле, в случае если испытуемый «уходит» от темы беседы, направлять его наводящими вопросами.
Интервью – исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Исследователь ожидает открытых и развернутых ответов на вопросы.
Достоинство вербальных методов состоит в простоте организации, минимальных затратах.
Недостатки вербальных методов – испытуемые не всегда могут честно отвечать на вопросы.
Анкетирование – метод массового сбора необходимого материала и информации, посредством заранее составленного списка вопросов, на которые необходимо письменно ответить.
Анкеты могут быть закрытые – выбор одного ответа из нескольких, открытые – на вопрос необходимо ответить самостоятельно и смешанные.
Достоинства анкетирования – возможность охвата большого количества испытуемых.
Недостатки анкетирования – трудоемкость подготовки анкет и их последующая обработка.
Изучение продуктов деятельности детей и педагогов. С целью получения необходимой информации и материалов осуществляется анализ детских рисунков, тетрадей, классных журналов, дневников, учебных программ и т.д.
Эксперимент – специально организованная ситуация, в которую помещаются испытуемые.
Для проведения эксперимента исследователем подбираются соответствующие методики, приемы работы и т.д., которые должны учитывать особенности испытуемых, а также быть направлены на изучение проблемы исследования.
Математические и статистические (регистрация, ранжирование, шкалирование), терминологические, социометрические, а также методы, заимствованные из других наук.
Таким образом, для реализации педагогического исследования используются разнообразные методы, каждый из которых имеет свою особенность. Исследователь при подборе метода исследования в первую очередь должен обращать внимание на данные особенности и учитывать их.
Специфика этапов педагогического исследования
Выделяют четыре основных этапа педагогического исследования, каждый из которых имеет свою специфику:
- Теоретический этап педагогического исследования. На данном этапе исследования осуществляется работа по формированию методологического аппарата, анализ литературы по исследуемой проблеме.
- Методический этап педагогического исследования. Исследователем осуществляется подбор методик для проведения диагностического исследования, согласно поставленной проблеме, разрабатывается план работы, подбираются методы обработки полученной информации и материалов.
- Эксперимент. Организация и проведения методик, подобранных на предыдущем этапе, регистрации результатов.
- Аналитический этап педагогического исследования. Осуществляется качественный и количественный анализ результатов, полученных в ходе проведения методик.
Таким образом, каждый этап педагогического исследования имеет конкретную цель и соответственно специфику организации.