Мотивы – это побудители к действию.
Мотивы формируют побуждение к деятельности разного рода, активизируют работу по тому или иному направлению. Мотивы составляют основу человеческого поведения и деятельности. потому, их формированию уделяется особое внимание в образовательном процессе.
Мотивы учебной деятельности – это побудители к познанию, получению информации об устройстве окружающего мира и выработке умений жить в нем и взаимодействовать с ним.
В ходе обучения возникают мотивы учебного и социального характера. Социальные мотивы отражают потребность социального взаимодействия, нахождения своего места в социальной среде. Познавательные мотивы отражают потребность в получении знаний. Эти мотивы имеют разный уровень развития на разных этапах обучения.
Учебная мотивация состоит из следующих компонентов:
- Положительный настрой учащегося;
- Ясность представления цели, которую необходимо достичь в обучении;
- Наличие стремления к ее достижению;
- Положительная реакция на ситуации неуспеха, потери, неудачи;
- Проявление настойчивости на пути к цели и стремления к преодолению препятствий, встающих на пути.
Проблемы формирования познавательной мотивации младших школьников
Мотивация к обучению и познанию требует активного развития именно на этапе начального школьного обучения. Это станет стимулом дальнейшего развития учащегося, обеспечит эффективность его образовательной деятельности и станет фундаментом для саморазвития его личности.
Рисунок 1. Учебная мотивация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития мотивации к обучению. Это обусловлено развитием любознательности ребенка, проявлением им интереса ко всему новому и неизведанному, в том числе и к школьному обучению. Интересы младших школьников достаточны широки. Они охватывают множество аспектов жизнедеятельности и устройства окружающего мира, затрагивают вопросы, даже не входящие в программу начального школьного обучения.
Кроме того, учащиеся начальной школы видят в педагоге авторитет и полностью доверяют ему. Это положительно сказывается на воспитании ответственности, формировании осознанной необходимости в учении и развитии.
При этом, формирование мотивации учащихся начальной школы сопряжено с рядом проблем, возникающих по ходу его осуществления. Таковыми проблемами являются:
- Развитие интересов учащихся на недостаточно действенном уровне, т.е. у них возникает интерес к учению, но быстро пропадает.
- Ситуативность интересов младшего школьника. Обучение может ему нравиться в конкретных случаях, но быстро надоедать в других. Пэотому, требуется организация занятий на базе включения в них мотивационного компонента.
- Быстрая утомляемость учащихся. Психические процессы ребенка еще не полностью сформированы. Нагрузка на мышление и память приводит к усталости и переутомлению. Поэтому требуется дозированная подача учебного материала, его распределение по этапам учебного занятия и т.д.
- Неосознанность действий, непонимание интересов. Учащийся не может с уверенностью сказать, что именно его привлекает в обучении, в конкретной дисциплине, а что вызывает неприятие.
- Интересы учащихся младших классов охватывают те предметы, направления учебной и внеурочной деятельности, которые имеют общие внешние характеристики, схожесть. Это усложняет формировании учебной мотивации, использование вариативных форм обучения.
- Сложность восприятия и усвоения способов учебной деятельности. Учащиеся не желают преодолевать трудности и не понимают для чего это нужно. При этом, неуспех в обучении оценивается младшими школьниками очень критично. Мотивация к обучению резко снижается, поскольку результата – получение знаний и навыков, им не удается достичь.
Процесс обучения в начальной школе связан с постепенным развитием интересов к ней. Первоначально они носят поверхностный характер: учащимся интересно ходить в школу, общаться с одноклассниками, сидеть за партой. Далее формируется интерес к итогам обучения, т. е. к формированию каких-то умений, получению знаний, а позже складывается интерес к содержанию обучения.
Условия формирования мотивации к обучению у учащихся начальной школы
Чтобы мотивировать младших школьников к познанию и учению требуется создание специальных психолого-педагогических условий, ориентированных на развитие когнитивных интересов учащихся и выработку познавательной потребности. К таким условиям относятся:
- Эмоциональная насыщенность учебного материала и методов его преподнесения.
- Насыщение содержания образовательной программы личностно-ориентированной информацией.
- Гуманный подход педагога к учебному процессу и учащимся.
- Использование в образовательном процессе инновационных технологий, опора на передовой педагогический опыт.
- Акцентирование внимания на коммуникативном и социальном развитии учащихся т.е. создание комфортного микроклимата в коллективе учащихся.
- Оказание поддержки слабым учащимся и укрепление их учебных навыков.
- Уход от ориентации учащихся на результат. Требуется использовать методы проблемного обучения, демонстрируя учащимся разные варианты решения, поставленных учебных задач, возможности творческого подхода к деятельности.
- Пояснение педагогом выставленной оценки т.е. необходимо прокомментировать, что он хорошо поработал, отметить чего достиг и указать на ошибки, над которыми требуется работать.
- Организация разнообразной творческой деятельности в урочной и внеурочной работе. В этот возрастной период наблюдается активный интерес учащихся к творчеству. Его необходимо поддерживать и развивать.
- Принятие педагогом учащегося в качестве полноценного субъекта обучения, требующее включения его в процесс планирования учебной деятельности, работы на класса на конкретном уроке, определение направлений деятельности.
- Организация неформальной обстановки в обучении. Она связана с проведением занятий в разных формах: урок-игра, урок-путешествие, урок-театр и т. д., а также расстановкой мебели в классе в хаотичном порядке, иной рассадке детей и др. Все это способствует формированию положительного настроя на обучение.