Полевая практика по зоологии и подходы к ее проведению
Полевая практика – это форма организации учебной деятельности, применяемая в образовательном процессе и ориентированная на практическую отработку теоретических знаний по биологии и естествознанию.
Данный вид практики связан с организацией обучения в полевых условиях. Такие условия реализуются в учебном процессе посредством проведения экскурсий и организации лабораторных работ.
Полевая практика позволяет наблюдать определенные природные процессы и явления, отслеживать жизнедеятельность живых организмов и их развитие, наблюдать связь человека с природой.
Что касается полевой практики по зоологии беспозвоночных животных, то она связана с:
- Изучением мест обитания беспозвоночных;
- Рассмотрением популяций беспозвоночных в реальных условиях их жизнедеятельности;
- Проведением практической работы по исследованию в лабораториях беспозвоночных организмов и аспектов их жизнедеятельности.
Полевая практика по зоологии беспозвоночных является опытно-практическим направлением обучения, что обуславливает ее важную роль в изучении биологии и ознакомлении с основами популяции живых организмов.
К основным подхода в организации полевой практики по зоологии беспозвоночных выступают следующие:
- Проведение полевой практики после завершения раздела зоологии в курсе биологии. Как правило, экскурсии редко организуются учебными заведениями. Практика проводится в форме лабораторной деятельности.
- Организация профильного обучения. Такое обучение предполагает углубленное изучение отдельных предметов, выступающих ведущими в избранном профиле. В данном случае, в познании дисциплины «Биология» уделяется особое внимание практической стороне обучения. Организуются разнообразные направления исследовательской деятельности, реализуемой в реальной природной среде и лабораторных условиях.
- Организация элективных курсов обучения. Она являются составным компонентом избранного профиля обучения и ориентированы на его индивидуализацию. Элективные не являются обязательными. Они выбираются учащимися, желающими углубить свои знания в конкретной области, изучить что-то новое и интересное им. Элективные курсы содержат вариативные варианты познания. Полевая практика по зоологии беспозвоночных является составным компонентом данных курсов. Она может проводиться в базовой и углубленной формах.
- Системно-деятельный подход к практическим занятиям. Он предполагает участие каждого учащегося в практической, исследовательской работе в опоре на личностно-ориентированные технологии обучения.
- Комплексный подход к проведению классно-лабораторных занятий, эколого-биологический курсов и при изложении учебной программы по зоологии. Полевая практика проводится на основании использования специальных методик, опирающихся на интеграцию ее содержания. В ходе практики познается весь комплекс экологических и биологических процессов и явлений, которые присущи биоценозу конкретной местности и живым организмам, населяющим ее территорию.
Структура полевой практики по зоологии беспозвоночных
Полевая практика по зоологии беспозвоночных включает в себя следующие направления деятельности:
- Проведение инструктажа по технике безопасности в полевых условиях. Учащиеся знакомятся с основами взаимодействия с природой, условиями конкретной местности и правилами поведения на ней, правилами обращения с животными, возможностями сбора материалов для исследований.
- Проведение практической деятельности в реальных природных условиях.
- Проведение ознакомительных экскурсий. Они ориентированы на ознакомление учащихся с условиями проживания беспозвоночных, их видовым разнообразием и особенностями.
- Лабораторные работы. Занятия проводятся на уроках в школе или профессиональных учреждениях и связаны с разнородными экспериментами с моделями беспозвоночных, их живыми представителями и т.д.
- Организация самостоятельной исследовательской работы учащихся. Учащиеся проводят исследования, формируют проекты и представляют их.
Полевая практика базируется на деятельностном подходе в обучении, т.е. каждый учащийся привлекается к активной исследовательской работе по рассмотрению строения беспозвоночных животных и особенностей их проживания.
Данная практика позволяет:
- Изучить видовой состав беспозвоночных, населяющих определенную территорию;
- Расширить теоретические знания о строении и развитии данных организмов;
- Освоить способы сбора фауны беспозвоночных;
- Научиться выявлять различных беспозвоночных животных в естественной среде;
- Сформировать навыки взаимодействия с природной сферой и ее объектами.
Направления работы педагога по проведению полевой практики
Полевая практика по зоологии беспозвоночных проводится педагогом по следующим направлениям:
- Мотивация учащихся к познанию зоологии, в частности раздела «Беспозвоночные».
- Передача знаний о необходимости защиты окружающей среды и бережного взаимодействия с ней и ее объектами.
- Формирование связи между каждым учащимся и природной сферой, нахождение своего места и своей роли в данном взаимодействии.
- Изучение основ фенологии животных и растений и способов ее познания.
- Изучение связей природных особенностей своего региона, климата по временам года с особенностями развития и поведения беспозвоночных.
- изучениеправил определения насекомых и их видовых отличий и ознакомление с ними учащихся.
- Изучение принципов отлова насекомых для коллекций и исследований.
- Разработка методических основ лабораторной деятельности по исследованию разных групп беспозвоночных.
- Организация внеклассной исследовательской и экскурсионной деятельности.
- Привлечение учащихся к работе в исследованиях.
- Организация экспедиций в полевых условиях.
Полевая практика имеет экологическую направленность. Педагогу необходимо это учитывать при ее организации. Также, беспозвоночные объекты изучаются не изолировано, а в связи и зависимости с другими живыми организма и природной средой в целом.