Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Определение 1

Фонематический слух – это способность человека различать звуки речи на слух и воспроизводить услышанное.

Определение 2

Фонематическое восприятие – это слуховое восприятие и различение звуков в слове.

При нормальном развитии фонематического слуха, ребенок может различать фонемы в слове и сопоставлять их с буквенными образами, т.е. он воспринимает на слух звук и представляет себе, какая буква будет написана на его месте, и вообще, какое место звук занимает в слове. Однако, очень часто возникают речевые отклонения, проявляющиеся в фонетико-фонематическом недоразвитии речевого аппарата. Оно искажает нормальное фонематическое восприятие.

Особенности развития фонематических процессов в норме. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Особенности развития фонематических процессов в норме. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Уровни фонетико-фонематического недоразвития речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это искажение произносительной стороны речи, обусловленное нарушением восприятия речи на слух и улавливания фонем в слове.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи вызывает особенности фонематического восприятия речи дошкольниками. В первую очередь, они связаны с уровнем развития фонематического слуха, который оказывает воздействие на навыки звукового анализа.

Фонематическое восприятие имеет разную степень развития. Она характеризуется следующими уровнями:

  • Первичное искажение фонематического восприятия. Оно проявляется в том, что ребенок воспринимает звуки на слух, может различать фонемы, но навыки анализа звуковой информации оказываются, практически, неразвитыми.
  • Вторичное искажение фонематического восприятия. Оно проявляется в полном отсутствии или торможении работы органов слухового восприятия. Кроме того, отсутствует связь и взаимодействие слухового восприятия с произношением, т.е. ребенок не способен воспроизвести услышанное. А это является ведущим механизмом формирования нормального произношения.
«Особенности фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В результате наличия той или иной степени отклонения фонематического восприятия, ребенок испытывает трудности при работе со звуковым составом слова: восприятие фонем, их произнесение, постановка фонем в слова на верное место, повторение парных звуков, выделение звуков в слове в определенной позиции и др.

Нарушения фонематического восприятия вызывают ряд трудностей в произносительной стороне речи дошкольника:

  1. Проблемы с анализом звукового состава слова, фонематическое восприятие и произношение которых нарушено.
  2. Неспособность различать звуки, относящиеся к разным фонетическим группам.
  3. Неспособность определять местоположения фонем в словах.
  4. Неспособность определять последовательность расположения фонем в слове, а следовательно пропуск звуков, перестановка их местами при произношении.

Специфические параметры звукопроизношения у детей с нарушениями фонетической стороны речи

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи происходит особенное развитие фонематического слуха и восприятия. Оно характеризуется следующими параметрами:

  1. Пропуск или замена фонем при произношении. Если у ребенка наблюдаются проблемы с фонематическим восприятием, то ему становится сложно произносить некоторые звуки. Как правило, это те звуки, которые являются артикуляционно сложными. Происходит замена данных звуков на более простые. Ребенок начинает применять звуки неправильно. У него формируется привычка применения не тех звуков в речи. Поэтому, ребенок начинает использовать глухие звуки вместо звонких, заменять шипящие и свистящие звуки местами, использовать мягкие звуки вместо твердых, что, в итоге, увеличивает количество неверно употребляемых фонем и углублению сложностей с фонетико-фонематическим речевым развитием;
  2. Неспособность произносить одновременно несколько фонем, близких по артикуляции. Ребенок начинает заменять эти несколько фонем на одну, более доступную для произнесения. Например, неспособность произнести правильно звуки ч и т приводит к произношению мягкого звука ч. Это приводит к тому, что смысл слов искажается, а следовательно, речь ребенка становится непонятной для окружающих;
  3. Нестабильное употребление фонем. Одно и то же слово произносится по-разному в разных контекстах. Например, ребенок может заменять при произношении фонемы, относящиеся к одной фонематической группы, а произношение других искажается в одной речевой ситуации, а потом они меняются местами в другой;
  4. Неверное произношение одной или нескольких фонем. Это проявляется в нарушении звукового произношения нескольких звуков и отсутствии звукового восприятия большинства звуков. Фонематическое недоразвитие речи находится на высоком уровне развития;
  5. Искажение слогового состава слов. Ребенок меняет звуки местами, что приводит к тому, что слоговый состав слова искажается: слоги заменяются другими или исчезают вовсе: автомобиль – мотобиль, велосипед – сипед и т.д.;
  6. Нечеткость дикции;
  7. Малый запас активной лексики;
  8. Неверное построение грамматических речевых конструкций.

Направления развития фонематического восприятия у дошкольников с ФФН

Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия осуществляется после проведенной диагностики фонематического развития речи. Анализ полученных данных помогает разработать методику логопедической терапии. Коррекция фонематического восприятия реализуется по следующим направлениям:

  1. Работа над дифференциацией фонем. Она предполагает развитие навыков различения произносимых звуков среди других, выделения фонем в словах;
  2. Постепенное формирование аналитических навыков: разбор простых слов по звуковому составу с постепенным усложнением;
  3. Изучение фонематического состава всего слова. Осуществляется разбор слова на слоги и звуки;
  4. Развитие навыков преобразования слов за счет замены их звукового состава;
  5. Развитие навыков синтеза фонем. Ребенок учится составлять слова из слогов, а затем и из отдельных звуков;
  6. Составление слов с определенной позицией фонемы в них. Ребенок учится строить слова, с постановкой проблемного звука в начале слова, в конце слова, в середине.
Дата последнего обновления статьи: 04.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot