Особенности речевых нарушений у детей с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпов нормального развития психических процессов.
Если у ребенка наблюдается ЗПР, то это приводит к замедлению темпов и возможностей его визуального восприятия, что значительно нарушает функционирование наглядно-образного мышления. Такие нарушения приводят к нарушению функционирования речевого аппарата, вызывая различные речевые дефекты.
Кроме того, ЗПР вызывает нарушение памяти, которая непосредственно оказывает отрицательное воздействие на речевое развитие ребенка. Дети плохо запоминают слова и не могут воссоздать визуальный образ букв. Поэтому, их лексический запас практически не расширяется. Наиболее остро и ярко это проявляется на шестом году жизни ребенка, когда игровая деятельность является ведущей, а речь постепенно становится более четкой, полноценной и слаженной.
Поскольку речь непосредственно связана с мыслительной деятельностью, то и ее нарушения являются следствием недоразвитости мыслительной деятельности организма ребенка. Стоит отметить, что речевые дефекты могут возникнуть не только из-за нарушения функционирования психических процессов, а стать следствием педагогической запущенности. ЗПР необходимо корректировать. Ребенка надо развивать по специальным коррекционным методикам. А если с ребенком практически не общаться, не обучать его социальному взаимодействию и построению коммуникативных связей, то вероятность развития речевых дефектов возрастает.
К особенностям речевых отклонений детей шестого года жизни, имеющих ЗПР, относятся следующие:
- Речевые дефекты связаны с особенностями психического и моторного развития детей;
- Недостаточность общих знаний и навыков старших дошкольников, ограниченность интересов и потребностей, недоразвитость мыслительной деятельности приводят к сложностям освоения различной речи и выражению своих мыслей посредством языка;
- Чаще всего наблюдаются такие отклонения, как дислексия – дефекты звукового произношения и дисграфия – дефекты письма;
- Искажение фонетической стороны устной речи;
- Речевые нарушения редко проявляются в единственном экземпляре. Как правило, при ЗПР наблюдается комплексное нарушение речи;
- Недостаточность разделения слухового восприятия речи, что проявляется в неспособности воспринимать интонацию, оттенки речи, некоторые слова и звуки;
- Малый объем лексического запаса;
- Недоразвитость грамматического строя речи;
- Речевая неактивность ребенка. При наличии ЗПР и разнообразных речевых дефектов, ребенок, часто, испытывая сложности с построением речевых конструкций предпочитает молчать и не применять речь;
- Недоразвитость вербальных интеллектуальных способностей.
Основные направления коррекционной работы по преодолению речевых дефектов
Коррекционные мероприятия у детей шестого года жизни, имеющих ЗПР и речевые патологии проводятся по следующим направлениям:
- Формирование верного произношения звуков путем формирования и совершенствования звукослогового строения речи.
- Работа над развитием восприятия речи на слух и развития артикуляции. Используются специальные упражнения для развития кинетической и кинестической базы артикуляторных движений.
- Развитие навыков фонематического восприятия и проведения фонематического анализа.
- Активизация работы над звуковым произношением. Используются методы, ориентированные на развитие навыков звукопроизношения и формирование звукового образа при восприятии речи на слух.
Работа по коррекции речевых дефектов должна проводиться поэтапно. При этом, особенно важно, учитывать зону ближайшего развития ребенка, подбирая соответствующие методики работы.
Этапы коррекционно-развивающей работы по устранению речевых дефектов
С учетом особенностей проявления речевых дефектов на шестом году жизни ребенка с ЗПР, а также механизмов речевых дефектов и причин их развития, индивидуальной специфики развития ребенка с ЗПР, составляется специальная коррекционная программа. Она ориентирована на устранение или сглаживание речевого дефекта. Она нацелена на полноценное овладение ребенком с ЗПР речью и простоты ее практического применения. При этом, коррекционная работа ведется поэтапно. Она включает:
- Подготовительную работу. На ней происходит постановка целей коррекции и подготовку моторных функций, слуховых органов и органов зрения к дальнейшей коррекционной работе над речевыми дефектами.
- Работу над развитием артикуляции и моторики организма. Дети учатся формировать акустический и артикулярный образ звуков, воспринимать их на слух, выделять в речи и верно воспроизводить.
- Непосредственно коррекционную работу над конкретным речевым дефектом. Здесь применяются специальные методики коррекции фонетической и фонематической стороны речи, устранения грамматических ошибок и т.д. Важно учитывать возрастную специфику развития ребенка и применять максимально подходящие и эффективные приемы коррекции.
Коррекционная работа речевых отклонений ребенка шестого года жизни проводится таким образом, чтобы устранить речевой дефекта достаточно быстрыми темпами и создать условия для полноценного развития ребенка и подготовить его к обучению в школе.
Все речевые дефекты корректируются не как отдельно стоящие элементы речи, а как связанные между собой системные компоненты. Грамматика исправляется во взаимосвязи с лексикой и фонетикой. Ее нормальное функционирование невозможно без формирования навыков четкого фонематического восприятия.
Должное внимание в коррекционной работе должно быть отведено смысловой стороне речи. Необходимо развивать мыслительные процессы и использовать такие языковые формы, которые доступны для восприятия ребенка, с учетом его психических отклонений. Это упростит устранение речевых дефектов и ускорит темпы усвоение речи и ее различных форм.