Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коррекционно-развивающая работа по преодолению речевых нарушений у детей 6 года жизни с ЗПР

Особенности речевых нарушений у детей с ЗПР

Определение 1

Задержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпов нормального развития психических процессов.

Если у ребенка наблюдается ЗПР, то это приводит к замедлению темпов и возможностей его визуального восприятия, что значительно нарушает функционирование наглядно-образного мышления. Такие нарушения приводят к нарушению функционирования речевого аппарата, вызывая различные речевые дефекты.

Кроме того, ЗПР вызывает нарушение памяти, которая непосредственно оказывает отрицательное воздействие на речевое развитие ребенка. Дети плохо запоминают слова и не могут воссоздать визуальный образ букв. Поэтому, их лексический запас практически не расширяется. Наиболее остро и ярко это проявляется на шестом году жизни ребенка, когда игровая деятельность является ведущей, а речь постепенно становится более четкой, полноценной и слаженной.

Поскольку речь непосредственно связана с мыслительной деятельностью, то и ее нарушения являются следствием недоразвитости мыслительной деятельности организма ребенка. Стоит отметить, что речевые дефекты могут возникнуть не только из-за нарушения функционирования психических процессов, а стать следствием педагогической запущенности. ЗПР необходимо корректировать. Ребенка надо развивать по специальным коррекционным методикам. А если с ребенком практически не общаться, не обучать его социальному взаимодействию и построению коммуникативных связей, то вероятность развития речевых дефектов возрастает.

К особенностям речевых отклонений детей шестого года жизни, имеющих ЗПР, относятся следующие:

  • Речевые дефекты связаны с особенностями психического и моторного развития детей;
  • Недостаточность общих знаний и навыков старших дошкольников, ограниченность интересов и потребностей, недоразвитость мыслительной деятельности приводят к сложностям освоения различной речи и выражению своих мыслей посредством языка;
  • Чаще всего наблюдаются такие отклонения, как дислексия – дефекты звукового произношения и дисграфия – дефекты письма;
  • Искажение фонетической стороны устной речи;
  • Речевые нарушения редко проявляются в единственном экземпляре. Как правило, при ЗПР наблюдается комплексное нарушение речи;
  • Недостаточность разделения слухового восприятия речи, что проявляется в неспособности воспринимать интонацию, оттенки речи, некоторые слова и звуки;
  • Малый объем лексического запаса;
  • Недоразвитость грамматического строя речи;
  • Речевая неактивность ребенка. При наличии ЗПР и разнообразных речевых дефектов, ребенок, часто, испытывая сложности с построением речевых конструкций предпочитает молчать и не применять речь;
  • Недоразвитость вербальных интеллектуальных способностей.
«Коррекционно-развивающая работа по преодолению речевых нарушений у детей 6 года жизни с ЗПР» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основные направления коррекционной работы по преодолению речевых дефектов

Коррекционные мероприятия у детей шестого года жизни, имеющих ЗПР и речевые патологии проводятся по следующим направлениям:

  1. Формирование верного произношения звуков путем формирования и совершенствования звукослогового строения речи.
  2. Работа над развитием восприятия речи на слух и развития артикуляции. Используются специальные упражнения для развития кинетической и кинестической базы артикуляторных движений.
  3. Развитие навыков фонематического восприятия и проведения фонематического анализа.
  4. Активизация работы над звуковым произношением. Используются методы, ориентированные на развитие навыков звукопроизношения и формирование звукового образа при восприятии речи на слух.
Замечание 1

Работа по коррекции речевых дефектов должна проводиться поэтапно. При этом, особенно важно, учитывать зону ближайшего развития ребенка, подбирая соответствующие методики работы.

Этапы коррекционно-развивающей работы по устранению речевых дефектов

С учетом особенностей проявления речевых дефектов на шестом году жизни ребенка с ЗПР, а также механизмов речевых дефектов и причин их развития, индивидуальной специфики развития ребенка с ЗПР, составляется специальная коррекционная программа. Она ориентирована на устранение или сглаживание речевого дефекта. Она нацелена на полноценное овладение ребенком с ЗПР речью и простоты ее практического применения. При этом, коррекционная работа ведется поэтапно. Она включает:

  1. Подготовительную работу. На ней происходит постановка целей коррекции и подготовку моторных функций, слуховых органов и органов зрения к дальнейшей коррекционной работе над речевыми дефектами.
  2. Работу над развитием артикуляции и моторики организма. Дети учатся формировать акустический и артикулярный образ звуков, воспринимать их на слух, выделять в речи и верно воспроизводить.
  3. Непосредственно коррекционную работу над конкретным речевым дефектом. Здесь применяются специальные методики коррекции фонетической и фонематической стороны речи, устранения грамматических ошибок и т.д. Важно учитывать возрастную специфику развития ребенка и применять максимально подходящие и эффективные приемы коррекции.

Коррекционная работа речевых отклонений ребенка шестого года жизни проводится таким образом, чтобы устранить речевой дефекта достаточно быстрыми темпами и создать условия для полноценного развития ребенка и подготовить его к обучению в школе.

Все речевые дефекты корректируются не как отдельно стоящие элементы речи, а как связанные между собой системные компоненты. Грамматика исправляется во взаимосвязи с лексикой и фонетикой. Ее нормальное функционирование невозможно без формирования навыков четкого фонематического восприятия.

Должное внимание в коррекционной работе должно быть отведено смысловой стороне речи. Необходимо развивать мыслительные процессы и использовать такие языковые формы, которые доступны для восприятия ребенка, с учетом его психических отклонений. Это упростит устранение речевых дефектов и ускорит темпы усвоение речи и ее различных форм.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot