Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основы личностно-ориентированного образования по Якиманской

Ведущие положения концепции личностно-ориентированного обучения

Определение 1

Личностно-ориентированное обучение – это система обучения, строящаяся на базе приоритетного положения личности ребенка, ее ценности, важности и значимости, на основании которого определяется содержание учебно-воспитательного процесса и особенности его организации.

Каждый учащийся рассматривается в качестве исключительного субъекта учебно-воспитательного процесса, чьи индивидуальные показатели развития ложатся в основу познавательной деятельности. Личностно-ориентированное обучение основывается на индивидуализации личности т.е. на особенностях ее развития, возможности и способности каждого учащегося, которые обогащают, расширяют содержательную сторону образовательного процесса и помогают созданию качественной системы обучения, способной реализовать целевое назначение образования.

Фундаментом личностно-ориентированной системы обучения является личность учащегося. Образовательный процесс, при этом, строится на двух равнозначных источниках: процессе обучения и процессе учения. При этом, именно процесс учения является источником личностного развития и отражает индивидуальную направленность учебно-воспитательного процесса.

И. С. Якиманской была разработана концепция личностно-ориентированного обучения, нацеленная на построение учебно-воспитательного процесса, базирующегося на наличии условий для раскрытия и поэтапного развития индивидуальных качеств личности, отвечающих требованиям социума.

Основными положениями концепции И.С. Якиманской являются:

  1. Единство принципов, форм, целей, содержания и ценностного назначения образовательного процесса на любом этапе его функционирования.
  2. Обеспечение в учебных заведениях оптимальной среды и условий для личностного развития учащихся, раскрытия их индивидуальности и творческих начал.
  3. Рассмотрение школы, как особого института, в котором каждый ребенок должен раскрыться, показать свои уникальные неповторимые черты, развивать их и совершенствовать.
  4. Обучение личностно-ориентированного характера нацелено на построение учебно-воспитательной системы, базирующейся на психологических и педагогических параметрах, позволяющих применять индивидуальный подход в обучении, учитывая потребности и возможности каждого учащегося, а не некий усредненный показатель развития.
  5. Функциональная роль образовательного процесса сводится к организации индивидуального познания и развития.
  6. Основным средством достижения целевого назначения обучения является субъектный опыт учащегося. Это опыт его личностного развития, социальной деятельности, навыков социализации, саморазвития, самореализации, навыки усвоения теоретических знаний и получения практических навыков.
  7. Особая значимость понятий «оценка» и «отметка». Оценка предполагает не только подведения итогов, но и контроль за протеканием всего процесса обучения или выполнения какого-либо задания. Это помогает выявить сильные и слабые стороны и провести мониторинг ошибок и устранить недостатки. Оценка призвана характеризовать деятельность учащегося, связанную с усвоение учебной программы. Отметка выступает особым ориентиром, отражающим требования общества к содержанию процесса обучения и учебному поведению. Она сравнивает достижения учащихся между собой и характеризует индивидуальные успехи каждого учащегося.
«Основы личностно-ориентированного образования по Якиманской» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Процесс обучения в рассматриваемой концепции предполагает создание условий, обеспечивающих самостоятельное усвоение учебной программы, развитие творческих способностей и их применение для практической реализации, усвоенных знаний. Кроме того, учащиеся развивают навыки самостоятельности в принятии решений, несении за них ответственности, начинают планировать свою деятельность, составляют ее прогнозы и подводят итоги реализации, применяя навыки анализа. Обучение помогает развить навыки построения с людьми отношений сотрудничества и взаимодействия.

Модели личностно-ориентированной педагогики по И.С. Якиманской

Личностно-ориентированная педагогика базируется на трех моделях или технологиях организации учебно-воспитательного процесса.

Социально-педагогическая модель. Данная технология ориентирована на развитие личности с определенными, заранее заданными параметрами, которые определяются общественными требованиями. Общество разрабатывало типовой образец учащегося т.е. личность носила типовой характер, предполагающий ориентацию учебных программ на эту типовую личность, являющуюся при этом отражением массовой общественной культуры. В процессе обучения ставились одинаковые условия для всех учащихся и их интересы признавались второстепенными т.е. интересы общества выходили на первую позицию. Субъектный опыт самого учащего не используется в данном случае. При этом текущее развитие личности, ее специфика не учитывалась. По сути, состояние личности в начале обучения никого не интересовало. Ставился образец, которым личность должна стать при успешном прохождении учебно-воспитательного процесса. Данная модель базируется на постановке идеальной цели обучения – развитии гармоничной, всесторонне развитой личности.

Предметно-дидактическая модель. Данная модель основывается на применении четкого разделения учебных дисциплин, дифференцированного подхода в организации обучения, чтобы максимально реализовать индивидуальный подход. Дифференциация дисциплин была необходима для того, чтобы выявить предпочтения учащихся в процессе обучения, определить их стремление и заинтересованность в расширенном и углубленном изучении учебного материала, а также развить желание заниматься разнообразными направлениями деятельности, в том числе и профессиональной. Дифференциация дисциплин предполагала такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой учебные программы отличаются по объему и уровню сложности.

Психологическая модель. Она основывается на учете психологических факторов развития личности в учебном процессе. Особая роль отводится утверждению разности способностей учащихся в усвоении идентичного учебного материала. Различия в познавательных способностях рассматриваются, как показатель генетического развития, физиологического развития, анатомического строения, влияния условий и факторов общественного развития на текущем этапе. При этом, эти показатели рассматриваются в сложной системе взаимодействия и взаимовлияния. В данной модели, процесс обучения нацелен на личностное развитие и коррекции познавательных способностей учащихся. Только такой процесс обучения будет эффективным и качественным. Развитие учащихся поможет быстрее и продуктивнее достичь образовательных целей и задач.

Дата последнего обновления статьи: 16.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot