Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основы инклюзивного образования

Необходимость внедрения инклюзивного образования

Определение 1

Инклюзивное образование – это форма организации образовательной деятельности, основанная на предоставлении каждому учащемуся равных прав и свобод независимо от его физиологических, психических и иных особенностей развития.

Инклюзивное образование ориентировано на удовлетворение образовательных потребностей всех категорий граждан, независимо от их социального статуса, уровня развития и наличия особых образовательных потребностей.

Инклюзивное образование зародилось в качестве способа создания нормальной системы обучения, оптимальной образовательной среды, учитывающей потребности, возможности и особенности развития каждого учащихся. Иными словами, требовалась нормализация образовательного пространства путем интеграции детей с особенностями развития в образовательную среду.

Достоинства инклюзивного <a href=образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 1. Достоинства инклюзивного образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Нормализация образовательного пространства означает:

  1. Рассмотрение ребенка с особенностями развития в качестве нормального учащегося, способного к развитию и саморазвитию, освоению разнообразных форм и направлений деятельности.
  2. Создание условий для развития и саморазвития учащегося с особыми образовательными потребностями.
  3. Признание социумом права ребенка с особенностями развития на обучение и развитие в нормальном общеобразовательном пространстве.
  4. Изменение сознания людей в области его отношения к потребности в образовании детей с особенностями развития.
  5. Защита прав и свобод детей разных возрастных групп и с разными особенностями развития.
  6. Стимулирование учащихся с особыми образовательными потребностями к самовыражению, самопринятию, самореализации и мобилизации своих внутренних ресурсов.
«Основы инклюзивного образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Внедрение инклюзивной системы образования обусловлено следующими факторами:

  1. Равнозначность прав человека и прав детей. Предполагается, что соблюдение прав и свобод ребенка приравнивается к соблюдению прав и свобод человека и имеет не менее важное значение для поддержания здоровой социальной среды.
  2. Интересы ребенка необходимо удовлетворять. Это способствует его полноценному гуманному развитию. Ребенку не интересно учится в специальных закрытых заведениях с себе подобными. Это не способствует его всестороннему развитию, поскольку изолирует его от реального социального пространства и условий его функционирования. Требуется приобщение ребенка с особенностями развития к социуму. Опека в изолированном пространстве, только в исключительных случаях, является благом для ребенка.
  3. Гибкость и адаптируемость социальных услуг и образовательных услуг делает их более продуктивными и целеориентированными.
  4. Методология инклюзии минимизирует потребность в ресурсах для достижения целей и задач специального образования. Даже отсутствие каких-то особых условий, специальной среды может способствовать достижению высоких результатов образовательной деятельности.

Инклюзивное образование хорошо тем, что она предоставляет каждому учащемуся возможность стать полноценным членом социальной среды, стать частью коллектива, частью жизнедеятельность образовательного учреждения.

В ходе инклюзивного образования происходит развитие коммуникативных навыков учащихся, стимулируется их познавательная активность и мобилизуются внутренние ресурсы, позволяющие детям с особенностями развития не чувствовать себя «белыми воронами», а быть частью социальной среды, ее полноценным и полноправным членом.

Основы организации инклюзивного образования

Организация инклюзивного образования, а именно включение учащегося с особыми образовательными потребностями в стандартную образовательную среду, реализуется на основе исключения принципа адаптации т.е. ребенок не приспосабливается к новым условиям социального пространства, а образовательная среда создает условия для удовлетворения его особых образовательных потребностей и его полноценного развития. Это означает, что школа модернизируется, исходя из особенностей развития учащихся. В ней создается предметно-развивающая среда для удовлетворения потребностей нормальных детей и детей с особенностями развития.

Чтобы инклюзивное образование было продуктивным и успешно включено в современное социальное пространство, необходимо строить его, опираясь на преодоление барьеров в образовании учащихся с особенностями развития.

Приоритеты инклюзивного образования. м

Рисунок 2. Приоритеты инклюзивного образования. м

К этим барьерам относятся:

  1. Барьеры устройства образовательного пространства. Важно, чтобы в учебном заведении имелись пандусы, лифты, специально оборудованные туалеты, звуковые сигналы, световые сигналы и т.д. Также, посещение школы должно быть доступным для учащегося, т.е. школа должна располагаться рядом с домом или иметь специальный транспорт для перевозки учащихся с особыми потребностями, а также иные условия, обеспечивающие свободное посещение учащимися образовательного заведения.
  2. Финансовые барьеры. Они связаны с отсутствием материальных средств для организации специального образования. В этой связи, инклюзивное образование должно быть финансировано из бюджета.
  3. Социальные барьеры. Они связаны с культурой образовательного заведения, его ценностными ориентирами и ценностными установками каждого участника образовательной деятельности. У учащихся необходимо воспитывать культуру поведения и толерантность. Ставить ценность личности на приоритетную позицию в образовательном процессе.

Принципы инклюзивного образования

Построение системы инклюзивного образования основывается на следующих принципах:

  • Принцип самоценности учащегося. Он означает, что человек является высшей ценностью независимо от уровня его развития, способностей, возможностей;
  • Принцип способности каждого человека к мыслительной деятельности и чувственным проявлениям. Каждый умеет думать и чувствовать. Эти качества требуют разного развития, применения разных методов их активизации;
  • Принцип предоставления права на общения. Каждый учащийся имеет право на собственное мнение, его свободное выражение, выбор партнеров по общению и быть услышанным;
  • Принцип взаимопомощи и поддержки. Для нормального развития человеку нужен человек;
  • Принцип связи обучения с социальным взаимодействием. Образование может быть успешно реализовано только в условиях реального социального пространства, установления социальных связей и взаимоотношений;
  • Принцип коммуникативного взаимодействия. Учащимся необходимо устанавливать дружеские отношения, общаться со сверстниками независимо от особенностей их развития;
  • Принцип опоры на потенциальные возможности учащихся. Необходимо учитывать то, что человек может, на что он способен, а не опираться на его отрицательные стороны развития, отсутствие каких-то способностей;
  • Принцип разнообразного обучения. Обучение должно демонстрировать учащемуся все стороны его личности: плюсы и минусы. Должны применяться разные методы и формы образовательной работы, исключаться рутина и однообразие.

Реализация данных принципов осуществляется путем построения индивидуальной программы обучения, организации психологической поддержки учащимся, педагогического сопровождения и повышения компетентности педагогов в данной области педагогической деятельности.

Дата последнего обновления статьи: 09.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot