Основные тенденции развития содержания современного образования
В настоящее время современное общество предъявляет довольно высокие требования к образованию подрастающего поколения. Осуществляется поиск универсальной модели образования, которая нацелена на формирование и развитие полноценной, всесторонне развитой личности, обладающей способностями к самообразованию и самосовершенствованию, самоопределению в жизни, а также овладение навыками самостоятельного поиска и усвоение новой информации. Все эти требования диктуют направления и тенденции реформирование в содержании современного образования в России.
Основными тенденциями развития содержания образования в России являются:
- Гуманизация образования, которая предусматривает обращение системы образования России к мировой и национальной культуре, духовным ценностям, лично-ориентированной направленности и индивидуализации процесса обучения. Во главе педагогического процесса ставится личность учащегося, его интересы, возможности и потребности. Гуманизация содержания образования направлено на повышение количества социально-гуманитарных дисциплин в образовательных планах и программах, включение в содержание предметов естественнонаучной направленности. Все это способствует формированию культурной, эстетической, нравственной, творческой и свободной личности. Личности субъектов образования, а именно учащегося и педагога, признаются высшей ценностью, а их взаимоотношения носят продуктивный характер, основанный на взаимном уважении.
- Разработка и реализация деятельностного содержания образования, которое способствует усвоению не только готовых знаний, но и развитию мышления, воображения, навыков поисковой и исследовательской деятельности. Деятельностное содержание образования направлено на формирование личности, которая способна быстро, эффективно и продуктивно действовать в рамках современного, постоянно меняющегося и динамичного общества, уметь приспосабливаться к новым условиям, самосовершенствоваться. То есть, стремление к развитию у учащихся мыслительной деятельности, способности сочетать творчество и научные знания в решении вопросов (проблем) практической направленности.
- Вариативность и открытость содержания образования – предусматривает возможность выбора учащимися того варианта учебных курсов и вида деятельности, которые им ближе и понятнее, больше соответствуют интересам, возможностям и склонностям. В данном случае не идет речь о том, чтобы учащиеся самостоятельно формировали учебную программу, вариативность подразумевает возможность самостоятельного выбора факультативных и дополнительных предметов, кружков, секций и т.д.
- Постепенное снижение количества обязательных для изучения предметов и расширение предметов, которые могут быть выбраны. Подразумевается оставить базовые учебные дисциплины, которые обязательны для полноценного образования, а остальные формировать в соответствии с выбором учащихся.
- Включение в содержание образования интегрированных занятий, которые способствуют не только усвоению необходимых знаний, но и способствуют формированию и расширению мировоззрения учащихся.
- Стандартизация содержания образования, обеспеченная системой разработанных и государственно утвержденных образовательных стандартов.
По мнению ученых педагогов, данные тенденции направлены на переход от «школы запоминания» к «школе мышления и действий», что обеспечивает подготовку граждан, обладающих навыками мыслить не стандартно, находить пути решения проблем, развивать и совершенствовать окружающих их мир.
Основные тенденции развития системы образования в РФ
Реформирование института образования является одним из важнейших и актуальных направлений в настоящее время. Изменения в жизни современного общества и каждого отдельного человека существенным образом оказывают влияние и на систему образования.
Система образования призвана адекватно реагировать на все изменения и требования современного общества, находить конструктивные педагогические и управленческие решения возникающих проблем в сфере образования. Важно учитывать и тот момент, что система образования и каждое образовательное учреждение подвержены внешнему воздействию (развитие экономики, науки, технологий и т.д.). Внешние факторы во многом влияют на изменения в системе образования, которая должна в первую очередь отвечать потребностям со стороны общества и государства.
Осуществляемая модернизация системы образования ориентирована на удовлетворение потребностей общества, государства и каждого гражданина в таких сферах как культура, творчество и инновации. Однако в ее центре находится личность учащегося, которая в процессе обучения должна приобрести жизненно важные качества, такие как:
- гибкость и критичность мышления, умение мыслить масштабно;
- умение самостоятельно принимать решения и находить выход из различных ситуаций;
- чувство гражданской ответственности, четкая гражданская позиция;
- обладание навыками самообразования и самоконтроля;
- четкая жизненная позиция и концепция жизнеутверждающих смыслов;
- представление о ценности ЗОЖ и стремление к сохранению и укреплению собственного здоровья;
- умение адаптироваться к различным жизненным ситуациям, находить из них выход;
- обладание навыками коммуникабельности, коммуникативности, эффективного взаимодействия с окружающими, умение прогнозировать и предотвращать сложные ситуации;
- обладание организаторскими способностями и умениями работать в коллективе.
Таким образом, тенденции развития системы образования направлены на формирование современной личности, способной продуктивно существовать в рамках социума, быть гражданином своего государства, обладать умениями и навыками, необходимыми для полноценной жизнедеятельности.