Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные понятия, цели и задачи обучения и воспитания

Сущность воспитания и обучения и основы их реализации

Определение 1

Воспитание – это составной компонент педагогического процесса, ориентированный на личностное развитие подрастающего поколения через формирование у воспитанников системы социальных, нравственных, эстетических ценностей, привитие им моральных принципов поведения и выработку собственной идеологии и мировоззрения.

Определение 2

Обучение – это составной компонент педагогического процесса, ориентированный на передачу социального опыта подрастающему поколению, формирование у детей знаний и навыков деятельности через оказание воздействия на их информационно-операционную сферу.

Воспитание и обучение неразрывно связаны между собой. Они реализуются в своем единстве и взаимозависимости. Без воспитания невозможно реализация обучения, также, как и, без обучения невозможно реализовать воспитание. Они представляют собой единый педагогический процесс, целевым назначением существования и функционирования которого является полноценное развитие личности.

Процесс обучения затрагивает, лишь, знаковые системы, тогда как, воспитание связано с системой человеческих отношений, социальными и природными аспектами жизнедеятельности личности, которые оказывают то или иное воздействие на ее психоэмоциональную сферу и общее развитие.

При тесной связи и взаимозависимости, процессы воспитания и обучения имеют и перечень отличительных черт. К ним относятся:

  1. Обучение ориентировано на усвоение системы знаний и навыков деятельности, способов получения знаний и стимулирование самопознания личности, развитие потребности в совершенствовании и непрерывном развитии.
  2. Воспитание ориентировано на социальное развитие личности, с формированием ее гражданской позиции, выработкой нравственных ориентиров деятельности и приведением к формированию адекватной самооценки и умения жить и развиваться в социальном пространстве.
  3. В итоге обучения формируется интеллектуальное развитие ребенка, реализуется усвоение им культуры значений: понятий, категорий, научной информации.
  4. В итоге воспитания происходит формирование культуры личности. Это предполагает выработку собственных ценностей и проявление активности в социальной жизнедеятельности.
  5. Воспитание является ведущим условием реализации обучения, а обучение повышает продуктивность воспитания, т.е. способствует полноценному социальному, нравственному, эстетическому, духовному развитию личности и выработке ею своего мировоззрения.
  6. Воспитание ориентируется на устранение социальных проблем личности и ослабить проблемы социализации, минимизировать ее отрицательные последствия.
  7. Обучение опирается на реализацию преподавательской деятельности педагогом и восприятие учебной информации учащимися, т.е. на преподавание и учение.
  8. Воспитание опирается на реализацию педагогом воспитательного воздействия на личность, которое связано с раскрытием ее природного потенциала, стимулированием ее внутренних факторов развития и усвоение ребенком социального опыта деятельности, его самопознание и самовоспитание.
«Основные понятия, цели и задачи обучения и воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

При данных отличиях, воспитание и обучение ориентируются на формирование у личности знаний, навыков деятельности, определенных качеств и эталонов поведения в обществе. И воспитание, и обучение выполняют свои функции в тесном единстве.

Целевое назначение воспитания и обучения

Процессы воспитания и обучения начинают свою организацию с определения их целевого назначения. Оно лежит в основе организации педагогической деятельности.

Цели обучения и цели воспитания являются планируемыми итогами реализации образовательной и воспитательной деятельности.

И обучение, и воспитание нацелены на полноценное развитие личности ребенка. Сюда входит и усвоение им социального опыта, формирование научных знаний об окружающем мире, развитие навыков деятельности в разных сферах, выработка нравственных ориентиров деятельности, воспитание качеств, необходимых для жизнедеятельности в конкретном обществе.

Стоит отметить, что целевое назначение воспитания и обучения зависит от этапа социального развития. Общество выдвигает требования к развитию личности, создает правила поведения в социальной среде и определяет знания и навыки, подлежащие усвоению. Таким образом, целевое назначение воспитания и обучения не является постоянным и устойчивым элементом. Цели и задачи обучения и воспитания меняются по мере развития общества.

Цели обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Цели обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Целевое назначение обучения и воспитания формирует и его задачи, достижение которых позволяет прийти к поставленной цели.

Задачи обучения и воспитания не являются идентичными. Достижение целевого назначения данных видов деятельности реализуется обучением и воспитанием разными способами и разными средствами. Это обуславливается спецификой обоих видов педагогической деятельности.

Задачами обучения являются:

  • Развитие мыслительной деятельности учащихся.
  • Стимулирование познавательной сферы учащихся и активизация их познавательной заинтересованности.
  • Развитие и совершенствование навыков учебной деятельности.
  • Формирование у учащихся определенной системы научных знаний и практических навыков деятельности.
  • Развитие диалектико-материалистического мировоззрения учащихся.

Задачами воспитания являются:

  • Развитие нравственности воспитанников.
  • Развитие у воспитанников художественного вкуса и эстетического взгляда на мир.
  • Выработка жизненной позиции личности.
  • Обеспечение социального развития личности и моральных норм поведения в социальной среде.
  • Развитие социальных потребностей, интересов и ценностей личности.
  • Развитие психологических качеств личности, необходимых для ее плодотворной и полноценной жизнедеятельности.
  • Выработка устойчивой нравственной позиции в направлении социального развития личности воспитанников.

Следует отметить, что при наличии общей цели обучения и воспитания, могут ставится и их специфические цели, но они носят кратковременный характер и отражают текущие запросы социальной среды, область функционирования определенного института и его потребностей: учебного заведения, семьи.

Цели воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Цели воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 15.12.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot