Сущность воспитания и обучения и основы их реализации
Воспитание – это составной компонент педагогического процесса, ориентированный на личностное развитие подрастающего поколения через формирование у воспитанников системы социальных, нравственных, эстетических ценностей, привитие им моральных принципов поведения и выработку собственной идеологии и мировоззрения.
Обучение – это составной компонент педагогического процесса, ориентированный на передачу социального опыта подрастающему поколению, формирование у детей знаний и навыков деятельности через оказание воздействия на их информационно-операционную сферу.
Воспитание и обучение неразрывно связаны между собой. Они реализуются в своем единстве и взаимозависимости. Без воспитания невозможно реализация обучения, также, как и, без обучения невозможно реализовать воспитание. Они представляют собой единый педагогический процесс, целевым назначением существования и функционирования которого является полноценное развитие личности.
Процесс обучения затрагивает, лишь, знаковые системы, тогда как, воспитание связано с системой человеческих отношений, социальными и природными аспектами жизнедеятельности личности, которые оказывают то или иное воздействие на ее психоэмоциональную сферу и общее развитие.
При тесной связи и взаимозависимости, процессы воспитания и обучения имеют и перечень отличительных черт. К ним относятся:
- Обучение ориентировано на усвоение системы знаний и навыков деятельности, способов получения знаний и стимулирование самопознания личности, развитие потребности в совершенствовании и непрерывном развитии.
- Воспитание ориентировано на социальное развитие личности, с формированием ее гражданской позиции, выработкой нравственных ориентиров деятельности и приведением к формированию адекватной самооценки и умения жить и развиваться в социальном пространстве.
- В итоге обучения формируется интеллектуальное развитие ребенка, реализуется усвоение им культуры значений: понятий, категорий, научной информации.
- В итоге воспитания происходит формирование культуры личности. Это предполагает выработку собственных ценностей и проявление активности в социальной жизнедеятельности.
- Воспитание является ведущим условием реализации обучения, а обучение повышает продуктивность воспитания, т.е. способствует полноценному социальному, нравственному, эстетическому, духовному развитию личности и выработке ею своего мировоззрения.
- Воспитание ориентируется на устранение социальных проблем личности и ослабить проблемы социализации, минимизировать ее отрицательные последствия.
- Обучение опирается на реализацию преподавательской деятельности педагогом и восприятие учебной информации учащимися, т.е. на преподавание и учение.
- Воспитание опирается на реализацию педагогом воспитательного воздействия на личность, которое связано с раскрытием ее природного потенциала, стимулированием ее внутренних факторов развития и усвоение ребенком социального опыта деятельности, его самопознание и самовоспитание.
При данных отличиях, воспитание и обучение ориентируются на формирование у личности знаний, навыков деятельности, определенных качеств и эталонов поведения в обществе. И воспитание, и обучение выполняют свои функции в тесном единстве.
Целевое назначение воспитания и обучения
Процессы воспитания и обучения начинают свою организацию с определения их целевого назначения. Оно лежит в основе организации педагогической деятельности.
Цели обучения и цели воспитания являются планируемыми итогами реализации образовательной и воспитательной деятельности.
И обучение, и воспитание нацелены на полноценное развитие личности ребенка. Сюда входит и усвоение им социального опыта, формирование научных знаний об окружающем мире, развитие навыков деятельности в разных сферах, выработка нравственных ориентиров деятельности, воспитание качеств, необходимых для жизнедеятельности в конкретном обществе.
Стоит отметить, что целевое назначение воспитания и обучения зависит от этапа социального развития. Общество выдвигает требования к развитию личности, создает правила поведения в социальной среде и определяет знания и навыки, подлежащие усвоению. Таким образом, целевое назначение воспитания и обучения не является постоянным и устойчивым элементом. Цели и задачи обучения и воспитания меняются по мере развития общества.
Рисунок 1. Цели обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Целевое назначение обучения и воспитания формирует и его задачи, достижение которых позволяет прийти к поставленной цели.
Задачи обучения и воспитания не являются идентичными. Достижение целевого назначения данных видов деятельности реализуется обучением и воспитанием разными способами и разными средствами. Это обуславливается спецификой обоих видов педагогической деятельности.
Задачами обучения являются:
- Развитие мыслительной деятельности учащихся.
- Стимулирование познавательной сферы учащихся и активизация их познавательной заинтересованности.
- Развитие и совершенствование навыков учебной деятельности.
- Формирование у учащихся определенной системы научных знаний и практических навыков деятельности.
- Развитие диалектико-материалистического мировоззрения учащихся.
Задачами воспитания являются:
- Развитие нравственности воспитанников.
- Развитие у воспитанников художественного вкуса и эстетического взгляда на мир.
- Выработка жизненной позиции личности.
- Обеспечение социального развития личности и моральных норм поведения в социальной среде.
- Развитие социальных потребностей, интересов и ценностей личности.
- Развитие психологических качеств личности, необходимых для ее плодотворной и полноценной жизнедеятельности.
- Выработка устойчивой нравственной позиции в направлении социального развития личности воспитанников.
Следует отметить, что при наличии общей цели обучения и воспитания, могут ставится и их специфические цели, но они носят кратковременный характер и отражают текущие запросы социальной среды, область функционирования определенного института и его потребностей: учебного заведения, семьи.
Рисунок 2. Цели воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ