Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные направления коррекционно-воспитательной работы в специальном дошкольном учреждении

Характеристика основных направлений коррекционно-воспитательного процесса, осуществляемого в специализированном ДОУ

Определение 1

Коррекционно-воспитательная работа – это система определенных педагогических мероприятий, которые направлены на ослабление или преодоление недостатков физического и психического развития детей с отклонениями и нарушениями.

В настоящее время в рамках традиционной специальной педагогики принято выделять два основных направления коррекционно-воспитательной работы в специализированных ДОУ:

  • Первое направление реализуется в области осуществления коррекционной работа высших психических функций. Данный подход определяется как психологический.
  • Второе направление основано на признании значимости коррекционного педагогического воздействия на ведущую и типичные виды деятельности ребенка с отклонениями и нарушениями. Этот подход принято рассматривать с педагогической точки зрения.

Современная коррекционно-воспитательная работа, реализуемая в специализированных ДОУ направлена на:

  • оказание всесторонней психологической помощи детям с различными видами отклонений в психическом и физическом развитии;
  • оказание необходимой консультативно-методической поддержки родителям «особенных» детей;
  • осуществлении социальной адаптации детям с отклонениями и нарушениями, формирование у них предпосылок к учебной деятельности.

Система специализированных дошкольных учреждений, реализующих коррекционно-воспитательную работу с «особенными» детьми, включает в себя следующие типы учреждений:

  1. Специализированные коррекционные образовательные учреждения, занимающиеся воспитанием, обучением и развитием детей, имеющих отклонения в развитии.
  2. Дошкольные группы или отделения специализированных коррекционных школ, школ-интернатов, детских домов.
  3. Дошкольные образовательные коррекционные учреждения, занимающиеся обучением, воспитанием и развитием детей, имеющих различные нарушения интеллекта (умственно отсталые).
  4. Группы кратковременного пребывания для детей, имеющих различные нарушение интеллекта, организованные при специализированных коррекционных ДОУ.
«Основные направления коррекционно-воспитательной работы в специальном дошкольном учреждении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Во всех указанных типах специализированных дошкольных учреждений реализуются специально разработанные коррекционные программы, различного направления (в зависимости от типа и тяжести нарушений у воспитанников).

Коррекционно-воспитательная программа специализированного ДОУ включает в себя:

  1. Организационные формы консультационной и психологической помощи родителям «особенных» детей.
  2. Содержательно-педагогическую работау с родителями «особенных» детей, направленную на овладение родителями необходимыми знаниями об особенностях развития детей с отклонениями.

Содержание коррекционно-воспитательной работы в специализированном ДОУ

Замечание 2

Коррекционно-воспитательная работа в специализированном ДОУ реализуется в рамках организованных занятий и в повседневной жизни (режимные моменты, прогулки, самостоятельная деятельность и т.д.).

Большое значение при организации коррекционно-воспитательной работы в специализированном ДОУ имеет создание благоприятной психологической обстановки. Каждый ребенок должен чувствовать заботу и любовь со стороны взрослых. Кроме того, очень важно, чтобы все педагоги и специалисты, работающие с «особенными» детьми использовали единые методы и средства взаимодействия с воспитанниками. Единство в работе педагогического коллектива имеет большое значение, именно потому ему следует уделять особое внимание.

Единство в коррекционно-воспитательной работы педагогов и специалистов специализированных ДОУ достигается посредством:

  1. Совместное изучение содержания коррекционно-воспитательных программ, реализуемых в специальном ДОУ.
  2. Проведение совместного исследования и диагностики воспитанников.
  3. Участие всего педагогического коллектива в детских праздниках и иных мероприятиях.
  4. Проведение совместной работы с родителями воспитанников.

Коррекционно-воспитательная работа, реализуемая в рамках специализированного ДОУ с «особенными» детьми, осуществляется по следующим направлениям:

  1. Формирование у детей с отклонениями и нарушениями навыков положительного общения и эмоционально окрашенного взаимодействия с окружающими.
  2. Формирование правильного образа «Я», представлений о себе как о личности.
  3. Формирование адекватных представлений об окружающих ребенка людях, овладение навыками взаимодействия с ними в зависимости от социального статуса и положения.
  4. Формирование общего представления об окружающем мире, находящихся в нем предметов и явлений, овладение адекватными навыками взаимодействия с ним.
  5. Усвоение детьми общественного опыта.
  6. Формирование навыков общепризнанных норм и правил поведения в обществе.
  7. Овладение детьми навыками самообслуживания, гигиены и необходимыми бытовыми навыками.

Кроме того, содержание коррекционно-воспитательной работы в специализированном ДОУ, включает в себя блок образовательных задач, в соответствии с которыми работа с детьми реализуется в следующих направлениях:

  1. Усвоение общественного опыта.
  2. Развитие познавательной деятельности.
  3. Формирование и развитие всех видов детской деятельности, в соответствии с возрастом воспитанников.
  4. Подготовка к школьному обучению.

Все указные направления содержатся в коррекционно-образовательной программе и реализуются в рамках следующих разделов:

  • Раздел «Здоровье» - включает в себя условия, необходимые для сохранения, укрепления и защиты здоровья воспитанников.
  • Раздел «Социальное развитие» - направлено на подготовку ребенка к взаимодействию с социумом.
  • Раздел «Физическое воспитание и физическое развитие» - направлено на совершенствование физической формы воспитанников и их физическое развитие.
  • Раздел «Познавательное развитие» - направлен на всестороннее и своевременное развитие воспитанников.
  • Раздел «Формирование деятельности» - включает в себя блоки по развитию у детей различных видов детской деятельности.
  • Раздел «Эстетическое развитие» - включает в себя следующие виды эстетического воспитания: музыкальное воспитание и ритмика; изобразительное искусство; ознакомление с художественной литературой; театрализованная деятельность.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot