Классный руководитель – это педагог, который занимается организацией учебно-воспитательной работы во вверенном ему классе.
Формы деятельности классного руководителя
Основными задачами деятельности классного руководителя являются:
- Организовывать опытно-экспериментальную работу по различным дидактическим вопросам и проблемам.
- Осуществлять разработки авторских программ по преподаванию своего предмету, если классный руководитель является одновременно и учителем-предметником.
- Осуществление воспитательной работы в порученном ему классе.
- Разработка и внедрение авторской воспитательной работы, с учетом особенностей и индивидуальностей учащихся в его классе.
Формы работы классного руководителя зависят от возраста учащихся. Так, у классного руководителя начальных классов, деятельность весьма специфична. Это обусловлено возрастом учащихся, их психологическим состоянием, связанным с переходом от дошкольного обучения к школьному, протекающей адаптацией и т.д. От его деятельности зависит вся дальнейшая успешность обучения детей в школе. В случае, если педагог выполняет свои обязанности «спустя рукава», то возможно не полное раскрытие способностей учащихся, их интеллектуальных и нравственных сил. Поэтому основной задачей классного руководителя начальных классов является обязательный учет специфики младшего школьного возраста.
Классный руководитель, ведущий класс с подростками пубертатного периода, также должен учитывать особенности этого возраста. Данный возраст считается самым сложным и трудным. Это связано с переходом ребенка от детства к взрослости. Педагогу необходимо найти со всеми детьми класса, установить с ними доверительный контакт.
Формы деятельности, которые подбирает классный руководитель, для работы с учащимися, должны в первую очередь быть направлены на усиление процесса общения учащихся друг с другом и с самим педагогом, а также на сплочение коллектива. Особенно важно воспитывать в учащихся навыки вхождения в коллектив, потому как по окончанию школы им придется взаимодействовать в разных коллективах, где они должны уметь выстроить взаимоотношения с другими его участниками.
Одной из основных форм деятельности классного руководителя является работа, осуществляемая во внеурочное время (внеклассная работа). Результативность внеурочной работы зависит от разнообразия организуемых мероприятий и вовлеченности учащихся в них.
Выбор формы деятельности во многом зависит от самого педагога, который практически ничем не ограничен. Задача классного руководителя только лишь правильно её подобрать, ориентируясь на возраст учеников, их способности, потребности, интересы и т.д.
Основные направления деятельности классного руководителя
Функции классного руководителя при организации различных видов деятельности при работе с учащимися:
- Установление эффективного взаимодействия школы и семьи
- Организация разнообразной внеучебной деятельности
- Осуществление совместной работы со специалистами школы (психолог, логопед и т.д.)
- Организация индивидуально-педагогической работы с учащимися, при необходимости с привлечением специалистов
- Формирование положительного взаимодействия между учащимися класса.
- Формирование эффективного взаимодействия «педагог – учащийся».
Таким образом, классный руководитель, выступает в качестве посредника между учащимися и учителями, родителями и учителями. Особенно важна его роль в предупреждении и разрешении разного рода конфликтов, которые могут возникнуть.
Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:
- Получение необходимой информации о физическом и психическом здоровье и развитии учащихся.
- Осуществление контроля за успеваемостью и поведением учащихся.
- 3.Осуществление контроля посещаемости учебных занятий.
- Организация воспитательной работы с учениками класса, посредством использования различных форм деятельности.
- Вынесение на рассмотрении администрации школы вопросов воспитания и обучения детей, внесение обоснованных предложений по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса.
- Организация работы с родителями учащихся, посредством использования разнообразных форм работы с ними.
- Осуществление взаимодействия с администрацией школы, комиссией по делам несовершеннолетних, психолого-педагогической комиссией, советами содействия школе и семье. Данное взаимодействие направлено на решение разного спектра вопросов, связанных с воспитанием и обучением детей.
- Получение необходимой помощи от педагогического коллектива школы.
- Определение индивидуального режима работы с учащимися, разработанного с учетом возраста и возможностей детей.
Основные требования к классному руководителю
Для того, чтобы успешно осуществлять работы классного руководителя, педагог должен быть профессионалом своего дела, постоянно совершенствоваться и опираться на опыт более успешных коллег.
Согласно требованиями, предъявляемыми к классному руководителю, он должен:
- Владеть психолого-педагогическими основами воспитания и знание возрастной специфики детей.
- Владеть всеми необходимыми формами и методами обучения и воспитания.
- Уметь правильно осуществлять индивидуальный подход к детям.
- Осуществлять эффективное руководство и сотрудничество с учениками, опираясь на собственное профессиональное мастерство.
- Уметь планировать внеурочную деятельность.
- Формировать у учащихся интерес к процессу обучения, развивать у детей познавательные потребности.
- Гармонично совмещать работу педагога-предметника (учителя) и классного руководителя.
- Уметь взаимодействовать с родителями (опекунами) учащихся.
- Уметь взаимодействовать с социальными службами.