Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные функции процесса обучения

Определение 1

Обучение – это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия педагога и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков.

Основными функциями процесса обучения являются образовательная, воспитательная и развивающая. Данные функции не действуют по отдельности друг от друга, они выступают в комплексе.

Образовательная функция

Определение 2

Образовательная функция процесса обучения – это функция, предусматривающая направленность на формирование у учащихся знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности в процессе обучения.

Знания – это сведения, факты, правила, понятия, формулы и т.д., которые учащимся необходимо освоить и при необходимости воспроизвести.

В процессе обучения все получаемые учащимися знания должны стать достоянием личности и войти в структуру личного опыта. Учащиеся получают знания в виде сведений и информации, которую они сознательно усваивают и в последующем учатся оперировать ими для решения разнообразных проблемных ситуаций и жизненных задач.

Умения – это способность выполнять определенные операции и действия, на основании полученных ранее знаний.

Попросту умения – это различные способы применения имеющихся знаний в практической и повседневной деятельности.

Навыки – это доведенные до автоматизма умения, посредством многократно повторяемых упражнений.

Навыки представляют собой действия высокой степени совершенства. Так, навыки формируются посредством выполнения упражнений, а навыки посредством многократного выполнения данных упражнений.

Умения и навыки делятся на специальные и общенаучные.

Специальные умения и навыки – включают в себя умения и навыки в области определенной учебной дисциплины или отрасли науки, например, по химии и физике – это умения проводить и демонстрировать опыты. По географии – это работа с атласом, картой, глобусом и компасом.

«Основные функции процесса обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Общенаучные умения и навыки – это умения и навыки, которые учащиеся получают и применяют в рамках всех учебных дисциплин, например, навыки: чтение, письмо, организация познавательной деятельности; умения: работать с учебной и справочной литературой.

Воспитательная функция

Определение 3

Воспитательная функция процесса обучения – это функция, заключающаяся в формировании у учащихся научного мировоззрения, мышления, нравственных и эстетических представлений, понимания законов природы, способности следовать общепризнанным нормам поведения в социуме, соблюдать принятые в нем законы.

Воспитательная функция процесса обучения логично вытекает из его природы, как социального процесса, направленного на удовлетворении потребности личности в формировании социального поведения и ценностных ориентаций.

В рамках образовательного процесса воспитательными возможностями в первую очередь располагает содержание учебного материала, так как все учебные дисциплины в определённой степени имеют тот или иной воспитательный материал, например, социально-экономические и гуманитарные учебные дисциплины располагают обширными возможностями в формировании личностных качеств.

Естественнонаучные дисциплины имеют потенциал в области формирования у учащихся целостной картины миры, мировоззрения, основных взглядов на жизнь.

Помимо учебного материала, воспитательное воздействие на учащихся также оказывает и характер общения между педагогом и учащимися, учащимися между собой, психологический микроклимат в ученическом коллективе. Выделяют следующие типы обучения между субъектами воспитательно-образовательного процесса: демократический, либеральный и авторитарный. Современная педагогика считает, что наиболее оптимальным, для оказания эффективного воспитательного воздействия на учащихся, является демократический стиль. Демократический стиль общения соединяет в себе гуманные и уважительные взаимоотношения между учащимися и педагогом.

Процесс обучения всегда имеет воспитательное воздействие. Однако оно не всегда осуществляется автоматически и в том направлении, в котором это необходимо. Именно поэтому реализация воспитательной функции процесса обучения требует от педагога тщательной организации учебного процесса, подбора соответствующих методов, средств и форм обучения, а также адекватного наполнения (содержания) образовательного процесса.

Развивающая функция

Определение 4

Развивающая функция процесса обучения – это процесс всестороннего развития учащихся, осуществляемый в направлении развития речи, мышления, двигательной и сенсорной сфер личности, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер.

По утверждению Л.С. Выготского, «обучение всегда ведет за собой процесс развития».

Данное утверждение является одним из важнейших законов психологии развития.

Развитию учащихся в процессе обучения способствуют: содержание обучения, используемые педагогом формы и методы обучения, разнообразная активная деятельность учащихся.

В том случае, если процесс обучения организован методически и педагогически правильно, то он всегда будет иметь развивающий потенциал. В современной теории и практике педагогики разработаны особые технологии обучения, направленные на развитие у учащихся определенных качеств и сторон личности.

Большой вклад в создание технологии развивающего обучения был внесен такими учеными как П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина, Л.С. Выготский, Л.В. Занков и другие.

В настоящее время существует большое количество технологий обучения, которые направлены на реализацию развивающей функции.

Необходимо отметить, что помимо образовательной, воспитательной и развивающей функций, ряд ученых-педагогов дополнительно выделяют:

  1. Побудительная функция процесса обучения – это функция, побуждающая учащихся на дальнейшее получение и расширение знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности.
  2. Организующая функция процесса обучения – функция, предусматривающая формирование у учащихся навыков процесса самоорганизации на дальнейшее познание нового.

Бесспорным является то, что все функции процесса обучения взаимосвязаны и реализуются во всех его дидактических компонентах.

Дата последнего обновления статьи: 02.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot