Педагогика – это наука, занимающаяся изучением процессов воспитания и обучения, развития личности, закономерностей этих процессов, а также разработкой основ организации педагогического процесса, методов и технологий обучения и воспитания.
Педагогика изучает целостный педагогический процесс, составными компонентами которого являются процессы образования и воспитания. На необходима для того, чтобы дать практические рекомендации по эффективному развитию подрастающего поколения, его социальному становлению и усвоению социального опыта предыдущих поколений.
Как наука, педагогика утвердилась не сразу. Она прошла несколько стадий в своем развитии и утверждении в качестве научного знания.
Экспериментальный этап становления педагогики
Этот этап является периодом донаучного развития педагогической мысли. В это время, педагогика еще не рассматривалась в качестве научного знания, а была только способом реализации практики воспитания и обучения подрастающего поколения.
В этот период происходит накопление опыта реализации воспитательной деятельности. Она становится частью жизнедеятельности ребенка, т.е. воспитание реализуется в ходе выполнения им различных трудовых операций, участии в жизненных процессах семьи и общества, выполнении бытовых обязанностей.
На данном этапе развития педагогики можно выделить несколько периодов ее формирования и приобретения ею разной функциональной роли. К ним относятся:
- Первобытнообщинный строй. Воспитание в этот период основывалось на приобретении навыков жизнедеятельности: опыт охоты, земледелия, скотоводства. Жизнь людей этого периода было тесно сопряжена с природными процессами. Поэтому, она не имела научного обоснования. Воспитание было способом ознакомления ребенка с природой и ее процессами и было ориентировано на усвоение истории своего народа и получения навыков практической деятельности для дальнейшего развития своего рода.
- Античная Греция. В период античности, Греция была ориентирована на непрерывные военные действия, связанные с захватом новых территорий и защитой от врагов. Поэтому, воспитание было ориентировано на подготовку воинов. Этому уделялось огромное внимание. Мальчиков обучали навыкам счета и письма и ведению военных действий, а девочки воспитывались в качестве хранительниц домашнего очага. Немного позднее, в Афинах зародилась мысль о необходимости разностороннего воспитания подрастающего поколения. Стали появляться первые школы, в которых изучалась философия, литература, основы управленческой деятельности. Но они было доступны только состоятельным сословиям.
- Древний Рим. В Древнем Риме образование было реализовано в семейных условиях, т.е. на дом приглашались педагоги, которые обучали мальчиков разным наукам, а девочки обучались матерью или няней ведению домашнего хозяйства, рукоделию, музыке, танцам. Такое образование могли себе позволить только состоятельные граждане. Были открыты частные школы, грамматической ориентации. Но обучение в них, также, было платным. Поэтому крестьянам оно было недоступно.
Развитие педагогики в качестве научного знания
На данном этапе начинает зарождаться научная педагогическая мысль, формируются дидактические принципы обучения и воспитания, зарождаются основы народного образования.
В этот период, развитие педагогической научной мысли происходило в несколько периодов:
- Эпоха Средневековья. В это время обучение и воспитание приобретает религиозный характер. В этой связи, оно теряет научную ориентацию и светский характер. Школы открываются при монастырях и церквях и, основное внимание в образовательной программе уделяется освоению религиозных канонов.
- Эпоха Возрождения. В этот период происходит активное развитие всех научных направлений, искусства и культуры. Процесс обучения и воспитания приобретает гуманистическую направленность. Активно выдвигаются идеи гуманизма в образовании, проявляющиеся постановке личности ребенка на приоритетную позицию в воспитательном процессе и его ориентации на всестороннее развитие ребенка.
- Утверждение научной педагогической системы. Это происходит в XVII веке. Основоположником научной педагогики становится Я.А. Коменский, который вводит понятие педагогики и утверждает ее принадлежность к научному знанию. Его исследования затрагивают вопросы основ организации образовательной и воспитательной деятельности и разрабатывает классно-урочную систему обучения.
- Эпоха Просвещения. В этот период, педагогическая мысль развивается в связи с природным началом человека. Это означает, что воспитание и обучение реализуется, исходя из природных особенностей и задатков личности, и не мешает ее естественному развитию.
- Зарождение народной педагогики. Данная идея была предложена К.Д. Ушинским, который считал, что воспитание и обучение должно быть связано с народной культурой и традициями и реализовываться в трудовой деятельности. При этом, в трудах большинства ученых-педагогов, прослеживается активная позиция учащегося в учебно-воспитательном процессе.
Становление педагогической мысли в XX столетии
Это период является стадией интенсивного развития педагогики. Появляется множество теорией обучения и воспитания, разрабатываются подходы к развитию детей в новых социально-экономических реалиях. Она становится теоретическим фундаментом и практической основой образовательной деятельности.
На данной стадии развития педагогики можно выделить несколько основных периодов:
- Утверждение принципов и закономерностей образовательного процесса и зарождение идей прогрессивного обучения.
- Зарождение дошкольной педагогики. Дошкольная педагогика выделяется в отдельную отрасль и становится самостоятельным научным знанием. Она исследует процесс развития ребенка дошкольного возраста и разрабатывает основы реализации воспитательного процесса. Развиваются идеи коллективного воспитания и развивающего обучения.
- Зарождение идей педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения. Это происходит в конце XX столетия, когда основные идеи педагогики сводятся к постановки личности ребенка на приоритетную позицию, в которой он выступает субъектом образовательного процесса. Общечеловеческие ценности становятся основой образовательной деятельности.