Сущность методов воспитания военнослужащих
Методы воспитания военнослужащих – это специфические действия, связанные с применением педагогических приемов и способов организации воспитательной работы с людьми, чья профессиональная деятельность связана с выполнением военных функций.
Методы воспитания в общем виде представляют собой приемы педагогического воздействия на сознание, чувственную и эмоциональную сферу личности, волю и психологическую область, ориентированные на важных свойств, требуемых для организации своей жизнедеятельности и выработки привычек поведения.
Применение тех или иных воспитательных методов определяется исходя из характера формирования и развития социальных взаимоотношений, целевого назначения воспитания, его принципов организации и закономерностей развития воспитательного воздействия, сущности политических, нравственных, духовных, юридических и эстетических идей, мировоззренческих взглядов военнослужащих.
Методы, применяемые для воспитания военнослужащих, характеризуются своей спецификой. Она проявляется в следующем:
- Развитие личности военнослужащего, формирование его профессиональных навыков и свойств нуждаются в использовании таких методов педагогического воздействия, отражающих особенности факторов и способов деятельности, воздействующих на процесс воспитания;
- Выбор методов воспитания осуществляется исходя из логики функционирования воспитательного процесса, а также с учетом позиции воспитателя по отношению к воспитываемому;
- Каждый избранный метод воспитания военнослужащих способен оказать воздействие на развитие многих сторон личности военнослужащих, оказывая при этом приоритетное воздействие на формирование каких-то конкретных свойств и способностей. Иными словами, методы воспитания не являются универсальными, которые можно применять для развития любых личностных качеств и разрешения всех воспитательных задач;
- Применение методов воспитания военнослужащих требует особого креативного, творческого подхода к их выбору, чтобы обеспечить успешность и продуктивность воспитательного воздействия;
- Эффективное использование воспитательных методов характеризует яркость и педагогическое мастерство педагога.
Основные методы, применяемые в воспитании военнослужащих
Для воспитания военнослужащих применяются следующие основные методы.
Метод убеждения – основной метод педагогического воздействия на военнослужащего, формирующий его как личность, наделенную основными нравственными и культурными качествами.
Применение убеждения позволяет воздействовать на личность воина, его сознание, сформировать поведение и привить нравственные ценности воинского поведения, воинской вежливости, стремления следовать и выполнять воинские обязанности, соблюдать мораль и выполнять долг. Использование данного метода предполагает наличие умения использовать средства наглядности и ясности для преподнесения информации. Объяснения должны происходить доходчиво и логично. Теория должна быть неразрывно связана с практикой и жизненными условиями конкретного воинского подразделения. Применение метода должно сопровождаться использованием приемов и средств воспитательного воздействия: слово, история, опыт прошлых поколений, демонстрация личного примера, документальные и фактические свидетельства боевой славы. Помимо этого, применение эффективность метода убеждения определяется выбором форм. Оно может происходить в таких формах, как:
- Передача теоретической педагогической информации;
- Регулярное сообщение личному составу о текущих событиях, происходящих в обществе и военной сфере;
- Проведение разъяснения, доказательства и оспаривание практической деятельности военнослужащих для ее результативной организации.
Метод примера применяется для развития умения подражать, стремиться перенять поведение личности, являющейся образцом. Для военнослужащих примером выступают их начальники, командиры, показывающие основные направления воинской деятельности в тех или иных ситуациях. При этом личностный пример должен отражать личностную сущность командиров, чтобы стать желаемым и эффективным образцом для подражания.
Кроме личностного примера окружения военнослужащих, применение находит пример воинских подвигов великих героев прошлых эпох, выдающих современных граждан и, даже героев художественных литературных произведений, являющихся образцом высоконравственного поведения, отвечающего устоям общества. Метод примера помогает в убеждении военного в правильности выбора своего пути, организовать его деятельность в нужной форме и сформировать его идеал формирования личности воина и воинского коллектива.
Метод упражнения предназначен для формирования смелости, сил, волевых качеств, решимости, инициативности, выносливости, физической силы и нравственных свойств. Упражнение помогает организовать жизнедеятельность воина, его службу и учебу таким образом, чтобы разрешить служебные и боевые задачи, сформировать традиции верного военного поведения. данный метод нацелен на привитие стремления соблюдать законодательство страны, выполнять приказы и поддерживать комфортные условия функционирования социума, обеспечивая его защиту от угроз.
Метод поощрения – это совокупность приемов и способов морального и материального мотивирования трудовой деятельности военнослужащих, организации их продуктивной учебной деятельности и дальнейшей профессиональной и общественной жизни. Метод поощрения предполагает применение таких средств, как: доверие, одобрение, похвала, вручение грамот и финансовых ресурсов, поручение более важного и серьезного задания. Поощрение должно носить систематичный характер, быть педагогически целесообразной и справедливой в применении форм поощрения.
Метод принуждения – вспомогательный воспитательный метод. направленный на развитие дисциплинированности военнослужащего. Принуждать необходимо в случаях воспитательных затруднений воздействия на принятие требований и указов, распоряжений руководящего военного состава. Принуждение может быть организовано в форме наказания, проведение упражнений, условности и изменения отношения. Принуждение должно носить обоснованный характер, быть справедливым и соответствовать конкретной обстановке применения.