Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Вклад Драгомирова М.И., Макарова С.О. в развитии прогрессивной психолого-педагогической мысли

Все предметы / Психология / Вклад Драгомирова М.И., Макарова С.О. в развитии прогрессивной психолого-педагогической мысли
Определение 1

Макаров Степан Осипович (1848/1849— 1904гг.) – это российский ученый, флотоводец и вице-адмирал.

Определение 2

Драгомиров Михаил Иванович (1830-1905 гг.) – это один из крупнейших теоретиков Российской Империи, военный педагог, генерал-адъютант.

Формирование взглядов М.И. Драгомирова и С.О. Макарова на воспитание

Формирование взглядов на процесс воспитания М.И. Драгомирова и С.О. Макарова обусловлено особенностями их службы. Оба они были военными, принимали участие в реальных военных действиях, на протяжении всей своей жизни они учились и пополняли свои знания, не только в области военного искусства, но и в области подготовки будущих солдат. Имея непосредственный опыт наблюдения за подготовкой солдат в европейских армиях, они стремились внедрить лучшие, на их взгляд, идеи в российскую армию.

Замечание 1

Так, по мнению М.И. Драгомирова, особое значение при подготовке солдат имеет не военное время, а мирное, в условиях которого важно организовать их нравственную подготовку.

Организация воспитательного процесса в армии под началом М.И. Драгомирова ознаменовало переход к новой эпохе в подготовке будущих воинов. Солдаты стали заниматься не только изучением военных дисциплин и овладевали знаниями не только в области ведения боя, управления с оружием, но и изучали основы экономики, историю, культуру и географию страны.

Замечание 2

Таким образом, можно сказать, что педагогические мысли и новшества С.О. Макаров и М.И. Драгомиров поспособствовали кардинальным изменениям в подготовке солдат. Именно с этого времени педагогика вошла в армию.

Концепция М.И. Драгомирова и С.О. Макарова касательно вопросов обучения военнослужащих российской армии

Готовые работы на аналогичную тему

В процессе разработке концепции воспитания и обучения военнослужащих М.И. Драгомиров и С.О. Макаров в первую очередь ориентировались на следующие вопросы, стоящие в то время перед российской армией: «Какие педагогические цели стоят перед подготовкой военнослужащих?», «Чему необходимо учить военнослужащих в процессе воспитания и обучения?», «Какие педагогические методы будут наиболее эффективны в процессе воспитания и обучения военнослужащих?»

Важным вопросом являлась разработка такой психолого-педагогической программы, которая бы способствовала всесторонней подготовке будущих солдат и соответствовала по срокам усвоению сроку службы.

Таким образом, основной целью воспитания и обучения военнослужащих М.И. Драгомиров считал подготовку солдат к бою, выработку у них твердых знаний и практических умений владения оружием, умения согласовывать свои действия с действиями товарищей, легко преодолевать различные тяготы военной службы.

Конечный итог подготовки военнослужащих Драгомиров видел в том, чтобы солдат умел быстро и качественно выполнить приказ командира.

Достижение данного результата и высокого уровня обучения военнослужащих, по мнению М.И. Драгомирова и С.О. Макаров, возможно лишь при соблюдении ряда педагогических условий:

  1. Овладение солдатами определенного уровня грамотности. Солдаты должны были владеть знаниями из области истории, географии и культуры России, уметь писать и читать. С этой целью были организованы систематические занятия, на которых с солдатами занимались педагоги.
  2. Офицерский состав в обязательном порядке должен был владеть нормами и правилами поведения в обществе, знать литературные и музыкальные произведения, уметь не только писать и считать, но также петь и играть на некоторых музыкальных инструментах. Кроме того владеть фундаментальными знаниями из различных областей науки (география, история, литература и т.д.). В этой связи подготовка офицеров, даже самого низшего звена была значительно дольше по времени, нежели подготовка солдат
  3. Развитие автоматизма в применении имеющихся знаний из разных областей.

Особое значение М.И. Драгомиров уделял именно развитию автоматизма. Это обусловлено тем, что он выделял особое влияние привычек и навыков на успешность боевых действия. Однако, в случае, если у солдата имелись определенные привычки, которые он не мог «победить», то Драгомиров исключал потребность ее насильственного искоренения или переучивания. В такой ситуации привычку пытались направить в нужное русло, чтобы она помогала в бою, а не мешала.

Основные нововведения М.И. Драгомирова и О.С. Макарова в воспитательно-образовательный процесс

Вклад в развитие прогрессивной психолого-педагогической мысли М.И. Драгомирова и С.О. Макарова в сфере подготовки военнослужащих российской армии заключается в следующем:

  1. Точное определение цели обучения и воспитания военнослужащих. В первую очередь будущих солдат и офицеров необходимо учить тому, что будет способствовать успешному ведению боевых действий. Учить и воспитывать солдат нужно не только в процессе ведения военных действий, но и в мирное время.

  2. Выработка «полезных» привычек и отказ от тех, которые могут помешать в бою. Формирование тех привычек, которые будут способствовать установлению у солдат боевого духа.

  3. Дифференциация подходов к подготовке солдат и офицеров, овладение ими разной система знаний и умения. Главным в подготовке офицеров является формирование у них умения мыслить творчески и правильно отдавать приказы. Мышление офицера должно быть разносторонним, но ни в коем случае, не односторонним или однотипным. Солдаты должны овладеть системой фундаментальных знаний из различных научных областей, которые в последующем помогут им в бою. Русский солдат или офицер должны, не только успешно защищать свою Родину, но и уметь представить ее перед лицом других народов. По тому, как ведут себя солдаты в завоеванных странах, как они показывают себя в бою и т.д., судят обо всем русском народе. Именно поэтому солдат должен владеть определенными начальными знаниями, уметь писать, читать и считать.

  4. Отдача приказов должны быть четкой и понятной. Именно приказы командира играют особую роль в ведении боя. От того как отдаются приказы офицерами и как они воспринимаются солдатами порой зависит исход битвы.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Яна Игоревна Архипенко

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис