Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Ошибки в учебниках как составляющая проблема преподавания черчения

Основные проблемы преподавания черчения в современной школе

В современном обществе наблюдается тенденция сокращения числа специалистов в области черчения и направлений с ним связанных. Данная дисциплина постепенно теряет свою значимость и актуальность. Большинство выпускников школ выбирают специальности, которые никак не связаны с черчением, что обусловлено снижением спроса на рынке труда к специалистам инженерных специальностей. Фактически количество производственных предприятий сокращается, и инженеры становятся невостребованными специалистами. Однако, уже сейчас наблюдается их нехватка.

Конечно, черчение входит в программу обучения таким специальностям, которые довольно сложны и трудоемки для освоения. Выпускники школ, предпочитают пройти краткий курс черчения в школе и забыть о нем раз и навсегда, освоив специальность в сфере услуг и управления.

Замечание 1

Кроме того, современные информационные технологии, компьютерные средства позволяют создавать чертежи, макеты, конструкторские планы гораздо более быстрыми темпами и с помощью минимального количества специалистов.

Техническое развитие идет быстрыми темпами. Но специалисты в области черчения сокращаются и их востребованность падает. Это парадокс современного мира. При этом, нельзя сказать о том, что черчение как учебная дисциплина теряет свою актуальность. Оно имеет важное познавательное и развивающее значение. Возможно, знания в области черчения, построения чертежей не пригодятся в профессиональной деятельности учащихся, но навыки пространственной ориентации, развитие пространственных представлений имеют огромное значение для общего развития учащихся, их будущей производственной деятельности, работы в сфере услуг, менеджмента, педагогики и иных областях.

В современном образовательном пространстве общей школы возникает ряд сложностей с преподаванием дисциплины «Черчение». Несмотря на ее актуальность и необходимость, реализуется тенденция полного отказа от данной дисциплины. Это объясняется наличием следующих проблем:

«Ошибки в учебниках как составляющая проблема преподавания черчения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Отсутствие педагогов по черчению. В связи с сокращением количества специалистов в области черчения, преподавать данную дисциплину становится все меньше желающих.
  2. Отсутствие специальных помещений и инструментария для обучения. Черчение проходит в обычных классах школы, в которых не имеется нужного инструментального обеспечения для продуктивного освоения данной дисциплины.
  3. Отсутствие учебных пособий по черчению. Современной методической литературы по черчению не существует. Все учебники старых изданий и, вообще, их довольно малое количество. Кроме того, они отсутствуют в школьных библиотеках.
  4. Отсутствие дидактического материала, демонстрационных макетов, раздаточного материала, наглядных пособий.
  5. Включение учебной дисциплины в образовательную программу. Как правило, уроки черчения являются необязательными в современной школе. Они представляют собой дополнительные занятия, либо, включены в обязательную программу только для учащихся классов специальных технологических направлений (если такие имеются в школе). Поэтому учащиеся, практически, не посещают данные уроки.
  6. Отсутствие мотивации к освоению дисциплины. Учащимся и родителям не разъясняется значимость предмета для общего развития. Так как большинство не планирует поступление на техническую специальность, то и не видят надобности в освоении дисциплины.
  7. Наличие ошибок в учебниках. В учебнике по черчению, который является основным, рекомендуемым к применению в обучении данной дисциплине, имеется огромное количество ошибок, опечаток, допускаются неточности. Несколько лет подряд он переиздается с их сохранением. Это очень серьезная проблема современного образования и преподавания дисциплины «Черчение». Освоение графической техники, пространственных представлений не имеет должного эффекта, если учебная литература содержит реальные ошибки.

Недостоверность учебной информации в учебной литературе по черчению

Современные учебники по черчению содержат грубые ошибки, которые не исправляются в течение нескольких десятилетий. Они приводят к тому, что процесс преподавания, передачи знаний и навыков, реализуется неверно, а значит не имеет должной эффективности. А неправильное построение графических моделей в профессиональной практике приводит к реальным катастрофам, влекущим за собой материальный ущерб, моральный ущерб, травмы и смерти.

Рассмотрим учебник, рекомендуемый Миноборонауки РФ к применению в обучении дисциплине «Черчение». Автором этого учебника является В.В. Степакова, которая, допустила при его написании, ряд очевидных ошибок, но ответственности за них, так и не понесла. К ним относятся следующие:

  1. Тема «Построение эллипса». При определении фокусов на большой оси эллипса предлагается следующий порядок действий:

    • Деление оси на две части и установление новой точки – А;
    • Построение окружности с центром в точке А;
    • Соединение начальной точки оси эллипса с точкой пространства – В;
    • Величина полученного отрезка является половиной фокального расстояния эллипса;
    • От точки, являющейся другим концом оси эллипса – С проводится в две стороны отрезки и отмечаются две точки F1 и F2, являющиеся фокусами эллипса.

    Технология построения достаточно сложная и непонятная. Можно было отложить циркулем отрезки DF1 и DF2, поскольку сумма расстояний от любой точки эллипса до фокуса равна величине большой оси эллипса. Это дает учащимся понятие величины фокусного расстояния эллипса и упрощает работу. Однако, авторы учебника предпочли создать какую-то сложную и непродуктивную технологию построения.

  2. Тема «Виды». В ней наблюдается неверное, искаженное формулировка понятия «местный вид», а также, рисунок, якобы его демонстрирующий, на самом деле отображает дополнительные виды, еще и наблюдаются ошибки в буквенном обозначении.

  3. Тема «разрезы». Наличие неверного выполнения горизонтального разреза. То, что отображено на рисунке вообще не соответствует реальности: фигура сечения в разрезе совершенно не соответствует наглядному изображению.

  4. Тема «Правила нанесения размеров на чертежах». Здесь имеется ряд ошибок. Например, наглядное представление о нанесении размеров в шахматном порядке имеет вид какого-то косо расчерченного столбца, а знаки обозначения шероховатости поверхности используются совершенно новые, но не имеющие подтверждения в наглядном виде, поскольку ссылка на приложения оказывается не существующей.

Это только несколько ошибок, которые искажают реалии графических пространственных представлений.

Помимо того, что в учебнике автор неверно представляет информацию, допускает ошибки, так в него еще и добавляются типографские нарушения. Работа редакторов совершенно не продуктивна в данном случае.

Таким образом, сложно научить учащихся правильному выполнению чертежей, если в учебниках имеются такие грубые ошибки.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot