Театрализованная деятельность – это вид деятельности по формированию личности человека, направленный на развитие её творческих способностей посредством использования разнообразных элементов театрального искусства.
Особенности организации театрализованной деятельности в младшей и средней группе ДОУ
Целью театрализованной деятельности в младшей группе ДОУ является формирование у детей интереса к театрализованным играм, который складывается в ходе просмотра детьми небольших кукольных спектаклей, показываемых воспитателем, на основании известных детям сказок, потешек, стишков и т.д.
Основным аспектом деятельности воспитателя является не только формирование, но и дальнейшее развитие, и стимулирование интереса к театрализованной деятельности и постепенное расширение игрового опыта у детей. Воспитатель знакомит детей младшей группы с видами театрализаций, с видами театральных кукол и методами их изготовления.
Основными формами театрализованной деятельности в младшей группе ДОУ являются игры-имитации, игры-импровизации, ролевые диалоги, инсценировки, игры-драматизации. Организованная таким образом театрализованная деятельность способствует освоению детьми первичных навыков режиссуры, усвоение понятий «зритель» и «актер», умения взаимодействовать в коллективе с другими участниками театрализации. Важной остается роль воспитателя, который принимает активное участие в театрализациях, руководит детьми, направляет их, распределяет роли и т.д.
Целью театрализованной деятельности в средней группе является осуществление постепенного перехода ребенка от умения играть «для себя» к умению и стремлению «играть для зрителя».
Воспитатель учит детей проигрывать театрализации совместно в группе или паре, воспроизводить роль не только передачей слов (текста), но и с помощью эмоций, настроения и состоянии характерного для героя.
В среднем дошкольном возрасте у детей возникает осознанный интерес к театрализованной деятельности. Задача воспитателя поддержать этот интерес, направить его в нужное русло, помочь детям удовлетворить потребность в театрализации.
Интерес к театрализованной деятельности объясняется тем, что в ней дети имеют возможности «примерить» на себе различные роли, выступить в качестве режиссера, проявить свои таланты.
Особенность организации театрализованной деятельности в средней группе ДОУ состоит в том, что происходит постепенное усложнение действия и текста, то есть содержание театрализации становится значительно сложнее, и требует от воспитанников проявления всех своих творческих талантов и умений.
Основной формой театрализованной деятельности в средней группе ДОУ являются многоперсонажные игры-драматизации, игры-драматизации по известным сказкам, постановочные спектакли по рассказам, образно-игровые этюды.
Таким образом, особенность организации театрализованной деятельности у детей средней группы ДОУ заключается в возрастных потребностях детей, а именно, в их осознанном интересе к театрализации, стремлении к расширению игрового опыта и освоению разных видов театров.
Особенности организации театрализованной деятельности у детей старшей группы ДОУ
Основной целью организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста является развитие разнообразных направлений театрализованной игры и постепенный переход детей от театрализованной игры по одному тексту к играм-контаминациям, подразумевающим свободное построение сюжета.
Театрализованная деятельность детей старшего дошкольного возраста сочетает в себе уже не только игру по фольклорному или литературному произведению, но и игру со свободной интерпретацией, в которой могут соединяться одновременно несколько произведений. Кроме того, дети овладевают умениями представлять зрителям своего героя не только посредством костюма и пересказа текста, но посредством иных выразительных умений (мимика, характерные позы или движения, эмоции и т.д.).
Перед воспитателем ставится уже несколько важных задач, направленных на приобщение детей к театрализации:
- Формирование и развитие положительного отношения к театрализованной деятельности.
- Углубление интереса к театрализованной деятельности, определение конкретного вида, более близкого ребенку и соответствующего его природным задаткам.
- Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театральной культуре (знакомство с историей театра, его устройством, представителями театральных профессий и т.д.).
Особенность организации театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что в данном возрасте у детей происходит углубление театрально-игрового опыта, освоение и постепенное совершенствование различных видов театральной игры, значительно расширяются театральные возможности детей, они становятся более активными, самостоятельно определяют вид театрализации.
Таким образом, организация театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста должна опираться на их потребности и возможности в театрализации. Воспитатель должен учитывать опыт детей, возможность освоения ими более сложного содержания постановок, наличие открытого текста и скрытого подтекста в игре и т. д.
Формы организации театрализованной деятельности
Содержание театрализованной деятельности в ДОУ определяется поставленной целью и задачами. Формы организации театрализованной деятельности могут быть весьма разнообразные, и выбираться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.
Основными формами организации театрализованной деятельности в ДОУ являются:
Занятия, которые могут быть нескольких видов:
- фронтальные;
- индивидуальные;
- подгрупповые.
Театрализованные праздники.
Театрализованные развлечения.
Спектакли.
Разнообразные театрализованные действия.
Кроме того, принято выделять такие формы театрализованной деятельности как:
- Фрагментарная театрализованная деятельность в рамках иного занятия.
- Типовая – ритмопластика, художественно-речевая деятельность, театральная азбука.
- Доминантная – театрализованная деятельность, организованная в рамках иного вида деятельности, но при этом она преобладает.
- Тематическая – вся театральная деятельность объединена между собой одной конкретной темой.
- Интегративная – используется как синтез искусств (дети знакомятся с живописью, поэзией, хореографией и т.д.).
- Репетиционная – подготовка к выступлению.