Особенности использования соревновательных методов на уроках физкультуры в ДОУ
Соревновательная двигательная активность – это способ организации физической активности, основанный на выполнение упражнений, носящих состязательный характер и, осуществляемых в условиях соперничества, борьбы за конкретный приз, достижение особых результатов в том или ином виде спорта.
Соревнование применяется во всех сферах и направлениях деятельности. Оно способствует формированию мотивации детей к выполнению разнообразных двигательных упражнений.
Соревновательные методы играют важную роль в развитии двигательной активности подрастающего поколения. Их смысл заключается в том, что соревнование сопоставляет силы соперников, проявляя их умения и выявляя недостатки в движениях, что развивает стремление к саморазвитию и совершенствованию своих физических качеств.
Соревновательные методы строятся таким образом, что они приводят к единообразию предмет состязания, устанавливают единые правила борьбы за первенство и получение каких-то благ, а также делают унифицированными способы подведения итогов и выставления оценок, достигнутым результатам двигательной деятельности.
Соревновательный метод и его применение в старшем дошкольном возрасте имеет важное значение, которое проявляется в формировании волевых качеств, черт спортивного характера. Кроме того, он активизирует формирование специфического направления межличностных отношений и коммуникативных связей детей, которые присущи спортивным направлениям деятельности. Спортивные соревновательные методы развития двигательной активности позволяют выявить физические навыки и умения старших дошкольников, акцентировать внимание на их слабых сторонах физического развития и совершенствовать все возможные направления физического развития ребенка. Соревнование развивает еще и навыки самоконтроля и саморегуляции своего поведения.
Соревновательная двигательная активность, реализуемая в дошкольном образовательном заведении, имеет следующие особенности организации:
- Создание условий для мотивации к регулярной физической нагрузки детей.
- Выявление двигательных способностей старшего дошкольника и организация мероприятий по определению степени их развития.
- Определение качества двигательных навыков старшего дошкольника.
- Реализация мероприятий по максимизации двигательной активности и физической нагрузки детей.
- Ориентация на воспитание волевых качеств личности через физическую активность.
- Соревновательный метод, в занятиях физической культуры старших дошкольников, может быть использован в стандартной и развернутой формах. Стандартная форма ориентирована на развитие мотивации к физической культуре и спорту, а развернутая форма предполагает различных соревнований, состязаний, оценочных и контрольных занятиях. Развернутая форма не особенно актуально в воспитании старших дошкольников. Они активнее применяется в средней и старшей школе.
- Фактор соперничества способствует развитию эмоциональной стороны личности, что развивает способности проявления физиологических задатков и функциональных возможностей детского организма.
- Соревнование способствует воспитанию моральных качеств старшего дошкольника: навыки самоконтроля, целеустремленность, коллективное взаимодействие, инициативность, настойчивость, решительность, целенаправленность деятельность, уважение желаний другого человека.
- Соревновательный метод применим в оптимальной для возрастного этапа развития ребенка форме – игровой.
- Соревновательный метод реализуется за счет создания системы комплексных соревновательных действий т.е. выполнения разнообразных видов физической активности: бег, прыжки и т.д.
- Требуется осторожное применение метода, поскольку неверная организация соревнований может дать отрицательный эффект психо-эмоциональному развитию ребенка.
Этапы реализации соревновательной деятельности
Соревновательные упражнения, как правило, строятся в игровой форме. Игра является наиболее доступным средством для детского восприятия. Она позволяет активизировать заинтересованность в проявлении ребенком своих физических качеств и их развитии, сделать занятие увлекательным и желанным, а кроме того, развить стремление к его повторению.
Соревновательная двигательная активность реализуется в условиях ДОУ в несколько основных этапов:
- Знакомство с соревновательной деятельностью. Воспитателю необходимо объяснить детям, какие движения они будут выполнять. Игровая форма деятельности требует разъяснения игровых правил, распределения ролей и ознакомление каждого ребенка с техникой выполнения тех упражнений, которые соответствуют его роли. На этом этапе используются методы беседы, объяснения и демонстрации т.е. наглядного представления совершения движений. Педагог показывает выполнение упражнений и разъясняет правила его выполнения и особенности. Затем, дети пробуют выполнить его самостоятельно, с минимальным количеством ошибок.
- Обучение детей методам соревновательной деятельности в игровой форме в упрощенных условиях. Дети должны овладеть верной структурой движения. Детям даются упражнения, начиная с самых простых, постепенно их усложняя. Наиболее трудные движения отрабатываются детально т. е. упражнение необходимо разбить на несколько частей. Происходит отработка каждого движения, с исправлением всех ошибок. Сначала исправляются самые значимые и грубые ошибки выполнения, а затем менее важные, второстепенные. Может потребоваться многократная демонстрация выполнения и повторение правил.
- Обучение детей методам соревновательной деятельности в игровой форме в усложненных условиях. Условия выполнения упражнений приобретают более сложный и расширенный характер. К примеру, дети обучаются движениям с каким-то оборудованием и параллельному взаимодействию с партнерами. Происходит повышение скорости исполнения движений, развиваются навыки выполнения того же движения в новых условиях – с новым оборудованием, в другом месте и направлении движения. В игру могут добавляться новые участники, что требует отработки навыков их взаимодействия, может сократиться время выполнения того или иного задания. Целевым назначением данного этапа является доведение навыков реального исполнения двигательного действия до автоматизма.
- Совершенствование двигательных навыков. Отрабатываются навыки исполнения движения в разных ситуациях. Здесь применяются еще и методы развития творческой активности, принятия креативных решений, инициативности старших дошкольников.