Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Организация социально-педагогической работы с неблагополучной семьей

Определение 1

Неблагополучная семья – это семья, финансовое положение которой является далеким от нормального, у которой нет никаких возможностей улучшить свое положение и занять более высокую социальную ступень, где ребенок не может нормально развиваться в следствие отсутствия комфортного психологического микроклимата.

Неблагополучные семьи характеризуются невысоким социальным положением в обществе и сталкиваются с разнородными проблемами, как только в одной, так и сразу в нескольких сферах социальной жизнедеятельности, что в итоге приводит к неспособности выполнять свои функции.

Существует множество разновидностей неблагополучных семей. Они отличаются характером нарушения их функциональной роли, степенью социальной дезадаптации, уровнем интеллектуального развития, степенью развитости психологического дисбаланса в семье, некомфортности проживания и развития в ней подрастающего поколения.

Замечание 1

Дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях требуют особого коррекционного воздействия, ориентированного на устранение недостатков в развитии и создания условий для их социализации, обучения и воспитания.

Компоненты коррекционной работы социального педагога с неблагополучными семьями

Социальный педагог в своей работе с неблагополучными семьями ориентируется на создание для ребенка благоприятной семейной обстановки для его полноценного, всестороннего, гармоничного развития. Он помогает пройти ребенку социальную адаптацию, реализовать свои способности, самореализоваться. Кроме того, детям из неблагополучных семей, оказывается специализированная психологическая помощь, ориентированная на устранение их личностных проблем, психических отклонений, восстановление нормального психологического баланса детского организма.

Естественно, что каждая неблагополучная семья требует особого подхода. Поэтому, коррекционная работа начинается с диагностики семьи и ее проблем, а затем продолжается проектированием программы реабилитации и развития семьи, включающей работу с родителями, оказание им помощи в воспитании своих детей и работу с детьми, направленную на их социализацию и создание условий для их полноценного развития.

«Организация социально-педагогической работы с неблагополучной семьей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Специальная поддержка социального педагога неблагополучных семей содержит три основных компонента:

  1. Образовательная социально-педагогическая помощь. Сюда входит помощь и поддержка социального педагога в обучении и воспитании ребенка. Педагог проводит с родителями консультации и беседы для повышения уровня их педагогической культуры, оказания помощи в разрешении семейных проблем и противоречий. Кроме того, социальный педагог проводит воспитательную работу с ребенком, создавая специально организованные воспитательные ситуации, ориентированные на развитие воспитательного потенциала семьи и его полноценное практическое применение.
  2. Психологическая социально-педагогическая помощь. Социальный педагог оказывает социально-психологическую поддержку неблагополучным семьям и проводит с ним коррекционную работу. Поддержка помогает в разрешении краткосрочных проблем и преодолении периодических семейных кризисов. Что касается коррекционной работы, то она ориентирована на исправление межличностных семейных отношений в случаях психически нестабильной обстановке в семье, развитии психологического насилия. Это очень серьезная проблема. Ее итогом может стать развитие нервных расстройств, отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Психическое насилие над ребенком проявляется в применении родителями таких мер воспитательного воздействия, как запугивание, унижение, оскорбление ребенка, ущемлением его прав и свобод.
  3. Посредническая социально-педагогическая помощь. В этом случае, социальный педагог помогает семьям в организации своего свободного времяпрепровождения: создание клубов по интересам, клубов знакомств, бесплатных летних лагерей для детей, благотворительные продовольственные акции, курсы по ведению домашнего быта и т.д. социальный педагог, также, оказывает семьям помощь в получении необходимой информации по защите их прав и свобод и привлекает различные институты для решения проблем отдельной семьи.

Этапы социальной работы с неблагополучными семьями

Чтобы деятельность социального педагога в отношении неблагополучных семей имела должный социальный эффект, необходимо разработать последовательность и направленность деятельности, разработать определенную программу коррекционной работы, ориентированную на решение семейных проблем своих подопечных.

Основными этапами работы социального педагога с неблагополучными семьями являются:

  1. Диагностирование конкретной семьи, выявление ее проблем, ознакомление с обращениями семьи в социальную службу.
  2. Первичное изучение условий жизнедеятельности семьи. Социальный педагог знакомится с жилищными условиями неблагополучной семьи, определяет уровень запущенности их быта, выявляет наиболее яркие, сразу заметные проблемы, при их наличии.
  3. Социальный педагог знакомится с членами семьи, изучает ее окружение, знакомится с его представителями, проводит беседы с детьми, чтобы оценить каковы условия их проживания.
  4. Социальный педагог выясняет какие службы уже работали с данной семьей, ход их работы и его результативность, на основании чего делает выводы о степени финансового и иного неблагополучия семьи.
  5. Определение причин семейного неблагополучия, особенностей его проявления в данной семье.
  6. Исследование личностных характеристик и ценностных установок каждого члена семьи.
  7. Составление карты семьи.
  8. Проведение координационной работы по взаимодействию со всеми институтами, заинтересованными в работе с данной семьей: это могут быть образовательные учреждения, центры социальной реабилитации, детские дома, приюты, инспекторы по делам несовершеннолетних.
  9. Текущие посещения семьи. Социальный педагог реализует практическую работу в определенные временные промежутки. Например, это может быть разовое посещение семьи, либо регулярные еженедельные консультации, организация каких-то мероприятий с участием семье и т.д.
  10. Контрольные посещения семьи. После реализации программы коррекции, социальный педагог посещает семью для контроля ее жизнедеятельности, наблюдением за комфортностью проживания в семье ребенка.
  11. Анализ и оценка коррекционной работы с семьей.
Дата последнего обновления статьи: 17.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot