Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка

Общие сведения о самостоятельной работе

Определение 1

Самостоятельная работа – это организованная деятельность учеников, направленная на выполнение в специально отведенный для этого промежуток времени поставленной дидактической цели: искать знания, осмысливать их, закреплять, формировать и развивать умения и навыки, обобщать и систематизировать знания.

Самостоятельная работа – это важнейшая неотъемлемая часть любого урока, так как благодаря ей можно исключить праздное времяпрепровождение, заставить работать мысль, более прочно и глубоко усваивать изучаемый материал.

Самостоятельные работы должны быть разнообразными, их продолжительность определяется отдельно для каждого класса. Выделяют несколько основных требований к организации самостоятельной работы учащихся:

  • у любой самостоятельной работу должна быть конкретная цель, и учащийся должен знать пути по ее достижению;
  • самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям учащихся. Переходить от одного уровня сложности к другому необходимо постепенно.

Учитель должен обеспечить сочетание различных типов самостоятельной работы и управление самим рабочим процессом. Самостоятельная работа должна быть с минимумом шаблонности, так как ее основной задачей является развитие познавательных способностей, инициативности и творчества учащихся.

В соответствии с дидактической целью самостоятельные работы подразделяют на пять основных групп:

  • приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельного приобретения знаний;
  • закрепление и уточнение знаний;
  • выработка умений применять знания в процессе решения учебных и практических задач;
  • формирование умений и навыков практической направленности;
  • формирование творческих умений, умения использовать знания в усложненных ситуациях.

На практике выделяют следующие виды самостоятельных работ:

«Организация самостоятельной работы на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • работа с учебником: рассматривание рисунка, графика, поиск ответов на вопросы, составление конспекта, пересказа, плана ответа, обобщение нескольких параграфов, работа с первоисточниками;
  • упражнения – ответы на вопросы, составление рецензий, тренировочные упражнения;
  • решение задач, практические и лабораторные работы;
  • проверочные и самостоятельные работы;
  • рефераты и доклады.

Этапы самостоятельной работы учеников на уроках русского языка

Начальный этап – самостоятельная актуализация знаний и умений учеников по теме урока, носящая диагностический характер. На рабочих картах урока дети фиксируют то, что уже знают по изучаемой теме. Это нужно, чтобы продвигать учеников к новым знаниям. Итог данного этапа – монологический ответ одного из учеников на основании заполненной графы №1 карты с ее самооценкой в рабочем листе.

Первый этап – формирует у учеников навык формулировки конкретной цели работы на уроке. Базируясь на полученных ранее знаниях по изучаемой теме и программных требованиях, каждый учащийся может определить, какая минимальная цель должна стоять перед изучением новой темы.

Второй этап – первичное усвоение новых знаний. Изложение и изучение материала может идти несколькими способами:

  • краткое изложение материала учителем с ориентировкой на самое сложное и главное в нем, и дальнейшее углубление знаний самими учениками посредством дополнительных средств обучения, активизирующих деятельность учеников;
  • коллективное изучение материала самими учениками посредством разнообразных средств обучения. Учитель не участвует в непосредственном изложении материала. Материал разделяется между учениками, изучается ими, а затем они сами его излагают;
  • самостоятельное изучение учениками материала. Навык самостоятельной работы с информацией – важнейшая ключевая компетенция. Такая деятельность полезна для формирования информационной и учебно-познавательной компетенции.

Третий этап – осознание и осмысление блока новой учебной информации, нового способа действия. Сначала дети выполняют типовое задание совместно с учителем, а затем выполняют типовое задание самостоятельно. Заканчивается этап самопроверкой и взаимопроверкой по образцу, а также оцениванием работы.

Четвертый этап – закрепление нового материала. Ученики в классе и дома занимаются выполнением обязательных упражнений по теме, разноуровневых заданий, заданий повышенной сложности, дают ответы на вопросы. Дети могут использовать таблицы, индивидуальную помощь учителя или ассистента.

Пятый этап – контроль усвоения понятий, отработка умений и навыков по теме. Может быть представлен тестированием, срезом, контрольной разноуровневой работой, контрольной вариативной работой, диктантом с грамматическими заданиями, творческой работой. Заканчивает этап самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем и оцениванием.

Последний этап – коррекция знаний, умений и навыков. Ученики анализируют допущенные ошибки по теме, если нужно, обращаются за индивидуальной помощью учителя, помощью ассистента на уроке или во внеурочное время. Это создает необходимые условия для обучения через совместный анализ ошибок, помогает хорошо усваивать материал, отрабатывать умения и навыки по теме, а также позволяет ученикам перейти на более высокий уровень, способствует повышению качества обучения, дисциплинируя учеников, готовя их к процессу самостоятельного продолжения образования.

Дата последнего обновления статьи: 03.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot