Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Организация продуктивной образовательной деятельности студентов вуза

Основные параметры продуктивной учебной деятельности студентов вуза

Современная система образования нацелена, в первую очередь, на развитие каждого учащегося. Поэтому, важной чертой учебного процесса является его ориентация на овладение общеучебными навыками. Иными словами, у учащихся, прежде всего, необходимо развить навыки самостоятельного учения, так как успешность учебного процесса зависит от умения учащихся учиться.

Современная гуманистическая ориентация образовательного процесса ни в коем случае не исключает опоры на развитие у учащихся навыков учения. Более того, их значение становится гораздо объемнее и шире. Учащимися должны быть освоены не просто навыки самостоятельной деятельности в учебном процессе, но и умение создать условия для продуктивного развивающего обучения. От студентов требуется владение навыками сознательной реализации продуктивной деятельности, ориентированной на создание какого-либо нового продукта образования, развития способности к рефлексии и оценки своей деятельности, умения применять творческий подход к получению знаний и умений, получая опыт эффективной деятельности и неся ответственность за свое развитие и принесение пользы для социальной среды. Это означает, что каждый учащийся должен овладеть учебной компетенцией, которая является важным условием саморазвития, самореализации учащихся, формирование их самостоятельности и достижения самоутверждения.

Исходя из текущих тенденций развития образовательной системы, можно обозначить основные параметры продуктивной учебной деятельности студентов высшего учебного заведения:

  1. Автономия обучающихся в процессе учебной деятельности. для реализации этого параметра необходимо наличие активности учащегося, развитость его волевых качеств, наличие стремления к познанию и саморазвитию.
  2. Творческий характер учебного процесса. Чтобы обучение приносило должный результат, было эффективным и целенаправленным, необходимо организовывать его так, чтобы оно было ориентировано на развитие продуктивного мышления т.е. нестандартного, творческого подхода к решению обычных задач.
  3. Создание системы разнопланового взаимодействия между участниками педагогического процесса вуза. Чтобы личность саморазвивалась, необходимо обеспечить ей условия для нормального, полноценного общения, построения различных видов коммуникативных связей и отношений в социальной среде вуза.
  4. Изменение роли педагога в учебном процессе. Педагог занимает позицию на одной ступени с учащимися. Он не является единственным субъектом процесса обучения. Студент – это субъект образовательной деятельности вуза. Педагог выступает ее организатором и координатором. Он направляет учащихся, регулирует процесс их развития, оказывает помощь в саморазвитии и самосовершенствовании навыков и умений учащихся. Обучающий занимает субъектную позицию в образовательном процессе.
  5. Создание системы взаимодействия между педагогом и учащимися, основанной на ценностных, социальных и личностных ориентирах, эмоциональном факторе и личностных предпочтениях.
«Организация продуктивной образовательной деятельности студентов вуза» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Основы продуктивной учебной деятельности должны быть заложены в школе. В высшем учебном заведении они продолжают развиваться, приобретая иные формы.

Построение продуктивного образовательного пространство в вузе является достаточно сложной задачей для преподавателя. Продуктивная учебная деятельность должна быть обеспечена на всех видах занятий: лекциях и семинарах. А это вызывает большие сложности с педагогической, психологической и методической точек зрения. Теоретическую базу продуктивного учебного процесса не так то просто реализовать на практике.

Этапы реализации продуктивного образовательного процесса в вузе

Основанием для подразделения учебной деятельности в высшем учебном заведении на определенные этапы являются действия, ориентированные на решение конкретной учебной задачи.

Выделяют три основных этапа реализации продуктивного образовательного процесса:

  • Ориентировочный этап. На этом этапе осуществляется постановка задачи. Она осознается и воспринимается студентами. Ими реализуется анализ информации по задаче, оцениваются варианты ее решения, составляются прогнозы в отношении ее решения.
  • Исполнительский этап. Этот этап связан с непосредственным решением поставленной задачи. Студенты пытаются решить задачу стандартными, им известными, приемами, а также разрабатывают новые способы решения. Важно, акцентировать внимание на применение креативного подхода, включить творчество в решение задачи.
  • Контрольно-систематизирующий этап. Этот этап необходим для оценки проделанной работы. Студенты подводят итоги своей деятельности, учатся адекватно оценивать результаты своей работы, систематизируют свои знания и умения. Решение одной задачи приводит к появлению новой. Любая разрешенная проблема открывает формирование новой проблемы, требующей решения.
Замечание 2

Все этапы продуктивной образовательной деятельности студентов вуза проходят с опорой на исследовательскую поисковую работу, творческий потенциал студентов, возможности применения ими нестандартных подходов к решению задач.

Управляемое самостоятельное обучение студента как основное направление организации продуктивного учебного процесса в вузе

Современное общество предлагает новую парадигму обучения в высшем учебном заведении – управляемое самостоятельное обучение студента. Она означает следующее:

  1. Переход педагогов от процесса преподавания к управленческой деятельности по получению знаний и созданию соответствующей среды в вузе;
  2. Построение новой системы взаимоотношений между преподавателями и студентами. Обучение студентов является самостоятельным, а педагог лишь направляет и поддерживает;
  3. Процесс активного получения знаний. Студенты принимают активное участие в учебном процессе, ставят его цели и задачи, определяют содержание;
  4. Уход от традиционного подхода в обучениях вуза: педагог-дисциплина;
  5. Переход к новым методам и формам преподавания, новым методикам и технологиям построения образовательных программ;
  6. Создание благоприятных условий и среды для получения знаний и навыков.
Дата последнего обновления статьи: 04.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot