Основные параметры продуктивной учебной деятельности студентов вуза
Современная система образования нацелена, в первую очередь, на развитие каждого учащегося. Поэтому, важной чертой учебного процесса является его ориентация на овладение общеучебными навыками. Иными словами, у учащихся, прежде всего, необходимо развить навыки самостоятельного учения, так как успешность учебного процесса зависит от умения учащихся учиться.
Современная гуманистическая ориентация образовательного процесса ни в коем случае не исключает опоры на развитие у учащихся навыков учения. Более того, их значение становится гораздо объемнее и шире. Учащимися должны быть освоены не просто навыки самостоятельной деятельности в учебном процессе, но и умение создать условия для продуктивного развивающего обучения. От студентов требуется владение навыками сознательной реализации продуктивной деятельности, ориентированной на создание какого-либо нового продукта образования, развития способности к рефлексии и оценки своей деятельности, умения применять творческий подход к получению знаний и умений, получая опыт эффективной деятельности и неся ответственность за свое развитие и принесение пользы для социальной среды. Это означает, что каждый учащийся должен овладеть учебной компетенцией, которая является важным условием саморазвития, самореализации учащихся, формирование их самостоятельности и достижения самоутверждения.
Исходя из текущих тенденций развития образовательной системы, можно обозначить основные параметры продуктивной учебной деятельности студентов высшего учебного заведения:
- Автономия обучающихся в процессе учебной деятельности. для реализации этого параметра необходимо наличие активности учащегося, развитость его волевых качеств, наличие стремления к познанию и саморазвитию.
- Творческий характер учебного процесса. Чтобы обучение приносило должный результат, было эффективным и целенаправленным, необходимо организовывать его так, чтобы оно было ориентировано на развитие продуктивного мышления т.е. нестандартного, творческого подхода к решению обычных задач.
- Создание системы разнопланового взаимодействия между участниками педагогического процесса вуза. Чтобы личность саморазвивалась, необходимо обеспечить ей условия для нормального, полноценного общения, построения различных видов коммуникативных связей и отношений в социальной среде вуза.
- Изменение роли педагога в учебном процессе. Педагог занимает позицию на одной ступени с учащимися. Он не является единственным субъектом процесса обучения. Студент – это субъект образовательной деятельности вуза. Педагог выступает ее организатором и координатором. Он направляет учащихся, регулирует процесс их развития, оказывает помощь в саморазвитии и самосовершенствовании навыков и умений учащихся. Обучающий занимает субъектную позицию в образовательном процессе.
- Создание системы взаимодействия между педагогом и учащимися, основанной на ценностных, социальных и личностных ориентирах, эмоциональном факторе и личностных предпочтениях.
Основы продуктивной учебной деятельности должны быть заложены в школе. В высшем учебном заведении они продолжают развиваться, приобретая иные формы.
Построение продуктивного образовательного пространство в вузе является достаточно сложной задачей для преподавателя. Продуктивная учебная деятельность должна быть обеспечена на всех видах занятий: лекциях и семинарах. А это вызывает большие сложности с педагогической, психологической и методической точек зрения. Теоретическую базу продуктивного учебного процесса не так то просто реализовать на практике.
Этапы реализации продуктивного образовательного процесса в вузе
Основанием для подразделения учебной деятельности в высшем учебном заведении на определенные этапы являются действия, ориентированные на решение конкретной учебной задачи.
Выделяют три основных этапа реализации продуктивного образовательного процесса:
- Ориентировочный этап. На этом этапе осуществляется постановка задачи. Она осознается и воспринимается студентами. Ими реализуется анализ информации по задаче, оцениваются варианты ее решения, составляются прогнозы в отношении ее решения.
- Исполнительский этап. Этот этап связан с непосредственным решением поставленной задачи. Студенты пытаются решить задачу стандартными, им известными, приемами, а также разрабатывают новые способы решения. Важно, акцентировать внимание на применение креативного подхода, включить творчество в решение задачи.
- Контрольно-систематизирующий этап. Этот этап необходим для оценки проделанной работы. Студенты подводят итоги своей деятельности, учатся адекватно оценивать результаты своей работы, систематизируют свои знания и умения. Решение одной задачи приводит к появлению новой. Любая разрешенная проблема открывает формирование новой проблемы, требующей решения.
Все этапы продуктивной образовательной деятельности студентов вуза проходят с опорой на исследовательскую поисковую работу, творческий потенциал студентов, возможности применения ими нестандартных подходов к решению задач.
Управляемое самостоятельное обучение студента как основное направление организации продуктивного учебного процесса в вузе
Современное общество предлагает новую парадигму обучения в высшем учебном заведении – управляемое самостоятельное обучение студента. Она означает следующее:
- Переход педагогов от процесса преподавания к управленческой деятельности по получению знаний и созданию соответствующей среды в вузе;
- Построение новой системы взаимоотношений между преподавателями и студентами. Обучение студентов является самостоятельным, а педагог лишь направляет и поддерживает;
- Процесс активного получения знаний. Студенты принимают активное участие в учебном процессе, ставят его цели и задачи, определяют содержание;
- Уход от традиционного подхода в обучениях вуза: педагог-дисциплина;
- Переход к новым методам и формам преподавания, новым методикам и технологиям построения образовательных программ;
- Создание благоприятных условий и среды для получения знаний и навыков.