Интегрированный урок и его целевое назначение
Интегрированный урок – это способ организации учебного занятия, основанный на опоре на разные научные теории нескольких дисциплин при изучении отдельной темы или понятия.
Интегрированный урок предполагает использование системы знаний и концепций других дисциплин для более полноценного раскрытия темы данного учебного занятия.
Интегрированный урок нацелен на формирование у учащихся компетенций в области конкретной дисциплины, входящей в содержание учебной программы, и их закрепление.
Интегрированные учебные занятия позволяют развить у учащихся навыки привлечения разнообразных информационных ресурсов, литературных источников для познания одной темы, раскрытия сущности отдельного понятия. Кроме того, такое обучение активизирует творческий подход учащихся, развивает критическое мышление и навыки анализа, повышает продуктивность применения информационных ресурсов и совершенствует познавательные навыки учащихся.
Интегрированные уроки состоят из следующих компонентов:
- Ведущая учебная дисциплина. Эта та дисциплина, которая познается на данном уроке.
- Вспомогательные дисциплины. Это те дисциплины, которые ориентированы на более глубокое и полноценное раскрытие сущности темы ведущей дисциплины и уточнение ее материала.
- Методы интегрированного познания. Они отражают способы комплексного применения ведущей и вспомогательных дисциплин, их полноценного применения и использования отдельных частей.
Особенности организации интегрированных уроков
В отличие от обычного учебного занятия интегрированный урок обладает следующими специфическими чертами:
- Представление учебного материала в четкой, сжатой и компактной форме;
- Логическая связь и зависимость между интегрированными дисциплинами;
- Связь все частей интегрированного учебного занятия и их взаимообусловленность;
- Большой объем содержания и информативности учебного материала при его компактном представлении;
- Интегрирование учебного материала разных дисциплин реализуется, посредством формирования межпредметных, внутрипредметных и межцикловых связей. Это способствует установлению связей разных тем одной дисциплины и укрупнению дидактических единиц;
- Исключение учебной перегрузки, за счет увлекательности представления материала, новизны урока и активности учащихся на нем;
- Интегрированный урок может быть более длительным, чем обычный: объединять два урока;
- Интегрированный урок организуется в форме: ролевой и деловой игры, урока-диалога и урока-путешествия, уроков повторений, театральных игр, консультативных занятий;
- Применение большого количества разнообразного учебного оборудования;
- На начальном этапе школьного обучения, интегрированные уроки строятся путем объединения близких областей знаний и небольшого количества учебных дисциплин.
Условия планирования и организации интегрированных уроков в начальных классах
Чтобы интегрированное обучение в начальной школе было продуктивным, требуется его тщательное планирование.
Условиями эффективного планирования интегрированных уроков и их организации являются:
- Постановка целевого назначения учебного занятия. Цель урока должна быть четко поставленной. Тогда, будет понятно, какие материалы содержания учебных дисциплин необходимо взять для построения урока.
- Выбор оптимальной нагрузки учебного материала. Важно, учесть возрастные, интеллектуальные и иные возможности учащихся, уровень их развития, чтобы спланировать объем интегрированной учебной нагрузки.
- Желательно проведение интегрированного урока одним педагогом, к которому младшие школьники привыкли и, которому доверяют. Если же интегрированный урок проводится не одним педагогом, а несколькими, то необходимо распределить их действия, дать понимание уровня подготовленности аудитории, индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.
- Любой урок можно спланировать и организовать как интегрированное занятие. Для этого, требуется использование знаний учащихся из разных научных областей и составление упражнений для их практической комплексной реализации.
- Проектирование обобщающих уроков, на которых должны быть обозначены и разрешены проблемы пары смежных дисциплин.
- Интегрированные уроки, ориентированные на раскрытие одной темы могут входить в расписание, как одного учебного дня, так и целой недели. Это способствует ее полноценному раскрытию и освоению.
Планирование интегрированных уроков в начальной школе имеет важное значение для их продуктивной реализации. Требуется подобрать оптимальное содержание уроков, чтобы достичь их полноценной реализации, всестороннего освоения темы. Это особенно актуально для организации интегрированного обучения в начальной школе, поскольку младшие школьники не всегда могут уловить связи между предметным содержанием разных дисциплин. Освоение темы урока, без понимания ее причастности к конкретной дисциплине становится проблематичным процессом. Однако, решение данной проблемы позволяет оптимизировать образовательный процесс, повысить качество обучения и уровень развития учащихся.
Организация интегрированного урока требует продумывания расположения инструментов и оборудования, поскольку требуется экономия времени, а если начинать поиск оборудования и его расстановку по ходу урока, то на освоение темы не останется времени. Также, экономии времени способствует планирование форм организации урока, подготовка класса к занятию и подготовка раздаточного материала.
Организация интегрированного урока основывается на планировании. Однако, такие уроки носят творческий характер, что требует от педагога способности импровизации и связывании содержания интегрированных дисциплин прямо по ходу действия.
Интегрированные уроки являются своеобразным видом театральной деятельности, требующей от педагога заучивания и проигрывания своей роли и активизации креативного мышления.