Игровая деятельность дошкольников – это деятельность, заключающаяся в моделировании ситуаций из реального мира и их наполнении фантастическими параметрами, в ходе которой осуществляется усвоение социального опыта, формируются навыки поведения и социального взаимодействия.
Игровая деятельность дошкольников развивается в ходе ролевой деятельности. Дети переносят в воображаемый мир модели деятельности реального мира, трудовые отношения, отношения личностного характера. В игровой деятельности происходит отражение различных потребностей ребенка. Игра помогает установить контроль своих стремлений и найти соответствие между ними и способами их реализации. постепенно, удается свести к минимуму противоречия стремлений ребенка и утвердится во взрослом мире в качестве его полноценного и равноправного участника.
Организация игровой деятельности младших дошкольников
В младшем дошкольном возрасте ребенок совершает разнообразные манипуляции с предметами. Его игры носят предметный характер. Они сводятся к совершению с предметами разнообразных действий, приводящих ребенка к пониманию того, для чего нужен тот или иной объект, какие операции с ним можно выполнить. Ребенок познает мир, а взрослый помогает ему в этом, демонстрируя действия с данным объектом.
Постепенно, манипулятивная деятельность перерастает в зачатки сюжетно-ролевой игры. Ребенок не всегда понимает смысл той или иной ситуации, особенности поведения взрослых, но переносит их в свою игру, придавая им какие-то особенные свойства.
Здесь же происходит замещение предметов иными, но с сохранением их функциональной роли.
На данном возрастном этапе развития дошкольника, работа по организации его игровой деятельности сводится к следующему:
- Развитие представлений о различных играх и их особенностях. Дети знакомятся с предметными играми, совершением динамических действий с игрушками, простыми сюжетными играми, принимают участие в простых подвижных играх, которые, как правило, не имеют сюжета.
- Развитие навыков перевода предметных действий с объектами в осознанные манипуляции, отражающие конкретную игровую ситуацию и ее особенности.
- Постепенный переход от индивидуальной игры к коллективной. Первоначально ребенок привлекается к игровому действию со взрослым. Затем оно расширяется игрой в малых группах.
- Формирование навыков совершения различных игровых действий. Как правило, сюда входят основы простейшего манипулирования с предметами, выполнения какой-то игровой роли с малым количеством игровых операций.
- Развитие навыков игрового взаимодействия. Дети учатся строить игровую ситуацию, исходя из интересов всех участников игры и их игровых навыков.
- Заложение основ понимания условного характера игровой ситуации. Ребенок должен понимать, что игровая ситуация не является реальной, что все игровые действия носят условный характер. Это понимание не является полноценным. Ребенок только начинает осмысливать игровой процесс и его значение.
Организация игровой деятельности средних дошкольников
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) ребенок начинает полноценно играть в сюжетные игры. Он познает игровые роли, стремится выбрать роль, отвечающую его интересам и возможностям.
В сюжетных играх дошкольников данного возраста реализуются разнообразные социальные отношения и ситуации, которые были пережиты ребенком, которые он наблюдал со стороны.
Как правило, игра строится путем переноса объектов реального мира в воображаемый, их замещения, т.е. например, в качестве папы выбирается игрушка - медведь, а в качестве мамы выступает сам ребенок и т. д.
Организация игровой деятельности средних дошкольников сводится к следующим направлениям работы:
- Формирование навыков ролевого поведения. Необходимо показать ребенку способы проигрывания различных ролей, научить их распределять роли между участниками игры, отвечающие их возможностям и желаниям, а также научить договариваться и уступать.
- Стимулирование коллективной игровой деятельности. Если наблюдается объединение детей в группы для совершения какой-то игры, то этот процесс необходимо поддержать и развить, помочь в объединении, выборе игрового сюжета, распределении ролей.
- Расширение навыков игрового взаимодействия. Контакты участников игры должны быть расширены и усложнены.
- Расширение тематики сюжетных игр.
- Постепенное приобщение к играм с правилами. Дети должны научиться выполнять игровые действия с соблюдением правил. Для этого используются игры разной направленности: подвижные, народные, театрализованные и др.
Организация игровой деятельности старших дошкольников
Для старшего дошкольного возраста (5-7 лет) характерно проявление интереса к играм с правилами. Детям уже не так интересно выполнять какую-то роль. Им важно, чтобы она была выполнена должным образом и привела к достижению конкретных результатов.
Игровой процесс реализуется по заранее составленному плану. Игра приобретает коллективную ориентацию. Индивидуальные игры теряют свою актуальность. Дети стремятся переносить в игры отношения людей, а это требует совместного проигрывания различных ситуаций.
Чтобы эффективно организовать игровую деятельность старших дошкольников, требуется соблюдение некоторых условий:
- Создание игрового пространства. Необходимо сформировать предметную среду, благоприятную для проигрывания того или иного игрового сюжета.
- Расширение и углубление опыта игровой деятельности. Сюжеты игр становятся более сложными, требуют от участников игры наличия определенных навыков, соблюдения правил.
- Поддержка и ориентация на проявление инициативы в самостоятельном планировании игровой деятельности.
- Поддержка самостоятельного создания предметной среды, в которой будет реализован сюжет игры.
- Развитие осознанной необходимости соблюдения правил игры.
- Контроль за соблюдением правил игры.