Цель и задачи физического воспитания в школе
Физическое воспитание – это организованный процесс, направленный на сохранение и укрепление здоровья учащихся, а также на формирование у них навыков ЗОЖ.
Основная цель физического воспитания в школе – это создание необходимых условий для всестороннего развития личности учащихся.
Достижение цели физического воспитания осуществляется посредством решения ряда задач, которые принято делить на три основные группы:
- Оздоровительные – направлены на укрепление здоровья учащихся, их всестороннее личностное развитие, обеспечение необходимого уровня развития физической работоспособности и физических качеств, в соответствии с возрастными стандартами, а также закаливание организма.
- Образовательные – направлены на формирование и развитие жизненно необходимых навыков естественных движений, развитие умения управлять собственным телом, усвоение знаний о здоровье и физическом развитии.
- Воспитательные – направленные на нравственное, трудовое, умственное и эстетическое воспитание учащихся.
Эффективность решения задач физического воспитания в школе во многом зависит от качества его организации. Основной формой физического воспитания в школе является урок физической культуры. Помимо этого, физическое воспитание осуществляется в рамках внеклассной работы и специально организованных физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Организация физического воспитания в школе осуществляется на основании «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы», в основе которой положено комплексное решение задач физического воспитания учащихся.
Программа состоит из пяти частей:
- «Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня» - содержит общие рекомендации по организации физкультурных мероприятий, в зависимости от ступени обучения (начальная, средняя и старшая).
- «Уроки физической культуры» - содержит учебные программы по дисциплине «Физическая культура», теоретический и практический материал, который дифференцирован в соответствии с возрастом учащихся и их индивидуальными особенностями.
- «Профессионально-прикладная физическая подготовка» - дополнительный курс к основным урокам физической культуры, направлен на углубленное изучение предмета, совершенствование физических и психических качеств учащихся. Подбор теоретического и практического материала в рамках данного раздела осуществляется на основании индивидуальных особенностей учащихся.
- «Внеклассные занятия физической культурой и спортом» - содержание кружков и секций по физической культуре, в соответствии со ступенью обучения.
- «Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия» - данный раздел содержит рекомендации по организации и проведению мероприятий (экскурсий, походов, праздников и т.д.).
Таким образом, Программа представляет собой комплекс упорядоченных мероприятий, которые направлены на организацию эффективного физического воспитания учащихся в школе.
Формы организации физического воспитания в школе
Основной формой физического воспитания в школе является урок физической культуры.
Содержание урока:
- Теоретический и практический учебный материал.
- Организационная, управленческая и контролирующая деятельность учителя физической культуры.
- Учебная и познавательная деятельность учащихся. Результат данной деятельности – это основной критерий оценки качества организуемых уроков.
Структура урока:
Вводно-подготовительная часть.
Цель: организация учащихся, постановка целей и задач урока.
Средства: упражнения в строю на месте, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения, эстафеты и подвижные игры.
Основная часть.
Цель: углубленно решение задач урока, обучение учащихся новым техникам выполнения упражнений, формирование двигательных умений и навыков, усвоение новых специальных знаний.
Средства: упражнения, предусмотренные комплексной программой.
Заключительная часть.
Цель: приведение организма учащихся в оптимальное состояние, для эффективного выполнения последующей учебной деятельности. Подведение итогов, сообщение домашнего задания.
Средства: малоподвижные игры, дыхательные упражнения и т.д.
Классификация уроков физической культуры
В настоящее время не создано общепринятой классификации уроков физической культуры, которая бы опиралась на конкретные признаки. Это связано с тем, что каждый урок обладает рядом характерных только для него признаков. Исходя из этого, выделяют следующие виды уроков физической культуры:
В зависимости от направленности урока:
- уроки общей физической подготовки учащихся (организуются среди учащихся всех ступеней обучения);
- спортивно-тренировочные уроки (имеют определенную спортивную направленность);
- уроки по профессионально-прикладной физической подготовке (обучение прикладным двигательным действиям);
- уроки лечебной физкультуры (проводятся среди учащихся, имеющих различные заболевания).
В зависимости от характера учебной работы:
- уроки, направленные на усвоение нового учебного материала: освоение новых двигательных умений, исправление ошибок при выполнении упражнений и т.д. Используются упражнения не значительной интенсивности, так как главным является правильность выполнения движений;
- уроки по совершенствованию и закреплению пройденного материала: использование упражнений значительной интенсивности, ранее усвоенные умения переводят в навыки, доводят выполнение упражнений до совершенства;
- уроки, направленные на контроль полученных знаний, умений и уровня физической подготовки: проводится в виде зачетных уроков, соревнований между классами и т.д. Основная цель выявить степень овладения учащихся двигательными умениями и навыкам;
- уроки смешанного типа: занятия не могут состоять только из одного усвоения новых двигательных умений или совершенствования имеющихся, деятельность учащихся должна быть разнообразна и интересна, чтобы стимулировать на успешность обучения.
В зависимости от преимущества используемых видов физических упражнений: уроки легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр и т.д. Педагогу необходимо сочетать в уроках несколько видов физических упражнений, чтобы они не были однотипными и по своему содержанию были направлены на развитие всех групп мышц учащихся.