Дополнительное образование – это вид образовательной деятельности, ориентированной на расширение знаний и навыков граждан, удовлетворение их разнородных образовательных потребностей в разных сферах и направлениях деятельности.
Данный вид образования носит дополнительный характер т.е. оно получается в дополнение к основному общему или профессиональному образованию, а также может быть связано с переподготовкой кадров, расширением квалификационных и профессиональных навыков.
Система дополнительного образования ориентирована на удовлетворение социального заказа т.е. потребностей граждан в получении дополнительных образовательных услуг. Она имеет свою специфику организации и особенности функционирования учреждений дополнительного образования.
Дополнительное образование реализуется для разных возрастных категорий граждан и на разных уровнях обучения. Дошкольное образование – не исключение. В ДОУ происходит последовательное включение дополнительных образовательных услуг в образовательную программу с целью удовлетворения разнообразных потребностей в знаниях и навыках деятельности воспитанников и их родителей.
Рисунок 1. Дополнительное образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основы организации дополнительного образования в ДОУ
В основе предоставления дополнительных образовательных услуг ДОУ лежит соблюдение следующей последовательности действий:
- Изучение нормативно-правовой базы, дающей юридическую основу функционирования дошкольного образования и порядок реализации учреждениями ДОУ дополнительной образовательной деятельности. Знание нормативной базы дает основу плодотворного функционирования дополнительной образовательной деятельности в ДОУ.
- Изучение спроса на рынке образовательных услуг. Рассматривается спрос на услуги дополнительного образования, в частности, запросы родителей воспитанников и интересы самих воспитанников. Так, удается включить актуальные образовательные услуги в деятельность ДОУ, обеспечить их востребованность и эффективность.
- Разрешение организационных вопросов реализации дополнительных образовательных услуг. Сюда входит поиск кадрового состава – педагогов, занимающихся обучением детей, распределение воспитанников по группам различных направлений деятельности, распределение количества часов, отводимых на тот или иной вид деятельности в течение учебного года или полугодия.
- Подготовка документальной основы реализации услуг дополнительного образования. Доу требуется получение лицензии на оказание услуг дополнительного образования по конкретному направлению/ям.
- Создание условий для развития потенциала воспитанников. Предполагается раскрытие природных задатков, талантов детей при проведении предварительной диагностики их наличия.
- Формирование методической основы дополнительной образовательной деятельности.
- Составление программы дополнительного образования и параметров ее освоения детьми по конкретному направлению деятельности.
Дошкольная образовательная организация может получить лицензию на оказание услуг дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию воспитанников, их физической подготовке, спортивной деятельности, экологическому воспитанию, научно-исследовательской деятельности (детское экспериментирование).
Услуги дополнительного образования могут охватывать широкую аудиторию воспитанников: с раннего до старшего дошкольного возраста. В основе их предоставления лежит индивидуальный подход к воспитанникам с контролем их личностного роста и развития в выбранном направлении дополнительной образовательной деятельности.
Дополнительные образовательные услуги могут быть представлены ДОУ в разных формах реализации. это может быть и кружковая деятельность, и дополнительные занятия и др.
Рисунок 2. Плюсы дополнительного образования в ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Организация кружковой деятельности в ДОУ
Кружки – это форма организации детской деятельности, базирующаяся на объединении детей по интересам и потребностям.
Кружки выступают формой оказания ДОУ дополнительных образовательных услуг. Они помогают повысить качество образования, предоставляемого ДОУ за счет удовлетворения потребностей воспитанников и их родителей.
Организация кружковой деятельности в ДОУ регулируется ФГОС и определяет ориентацию данной деятельности на:
- Решение образовательных задач. Они связаны с развитием познавательной сферы воспитанников, формирование познавательной заинтересованности за счет организации интересной им деятельности и познания тех сторон окружающей действительности, которые не могут быть полноценно рассмотрены при освоении общеобразовательной программы дошкольного образования.
- Социальную адаптацию воспитанников. Она достигается за счет получения детьми опыта социального взаимодействия в интересной деятельности и создания условий для самоутверждения воспитанников.
- Коррекционное обучение и воспитание. Оно реализуется в творческом, интеллектуальном, физическом и психическом оздоровлении организма, коррекции тех или иных недостатков развития в разных направлениях дополнительной образовательной деятельности.
- Решение воспитательных задач. Они связаны с воспитанием коллективных качеств личности, чувства ответственности и коммуникативным развитием дошкольников.
Посредством кружковой деятельности, ДОУ может расширить охват областей познания окружающего мира, углубив их знания, дополнив их информацией, выходящей за рамки основной образовательной программы ДОУ.
Кружковая деятельность может быть ориентирована, как на работу с одаренными детьми, так и на коррекционно-развивающую деятельность, направленную на удовлетворение особых образовательных потребностей воспитанников, подтягиванием уровня их знаний и навыков до нормального значения.
Кружковая деятельность реализуется как самими воспитателями ДОУ, так и педагогами дополнительного образования. кружковая деятельность может быть реализована в виде развивающих занятий, организации экскурсионной деятельности, проведения экспериментов, создания исследовательский лабораторий в ДОУ, организации спортивных секций и кружков музыкального и изобразительного творчества.
В некоторых ДОУ организуются не только кружки для воспитанников, но и кружковая деятельность с участием родителей и детей. организуются различные виды совместной творческой, познавательной, спортивной, исследовательской деятельности. Деятельность таких кружков ориентирована на организацию взаимодействия ДОУ с родителями и их привлечение к деятельности дошкольного учреждения образования и практического удовлетворения их запросов на услуги дополнительного образования.