Индивидуальная помощь – это создание условий для социальной адаптации и социального взаимодействия отдельной личности в социальной среде, путем выработки определенной стратегии и форм ее реализации, исходя из особенностей личностного развития.
Индивидуальная помощь оказывается воспитательными институтами в случае реальной потребности в ней т.е. при наличии определенных проблем и затруднений индивида с социальной адаптацией на разных этапах возрастного развития.
Проблемы, требующие оказания индивидуальной помощи
Все проблемы и затруднения, вызывающие необходимость оказания ребенку индивидуальной помощи можно разделить на следующие группы:
- Проблемы естественно-культурного характера. Они связаны со здоровьем ребенка и мероприятиями по его укреплению, развитием физических свойств организма, ознакомление с его особенностями и возрастным развитием. Решение этих проблем направлено на снижение стрессов и сокращение эмоциональных переживаний, связанных с возрастной динамикой физического развитие, усвоение норм полоролевого поведения, правил этического взаимодействие.
- Проблемы социально-культурной направленности. Они связаны с формированием индивидуальных навыков, раскрытием способностей ребенка, приобретением определенных умений коммуникативного взаимодействия. Индивидуальная помощь реализуется по направлениям развития навыков социальной коммуникации, построения положительного социального взаимодействия, развитие умения воспринимать, осознавать и уважать потребности и желания, мнения других членов социальной среды, приобретение системы знаний и навыков в различных областях и направлениях деятельности.
- Проблемы социально-психологического характера. Такие проблемы развиваются при осознании личностью собственного «Я», саморазвитием и самореализацией. Они ориентированы на оказание помощи и поддержки в самопознании и самоутверждении, развитии навыков мировосприятия и приспособления к его условиям, формирование положительной системы социальных взаимоотношений, способностей предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.
Помимо данных групп проблем, ребенок оказывается подверженным влиянию ряда факторов, которые имеют опасное социальное воздействие:
- Семья. Семья, как социальный институт может оказывать на ребенка и его развитие, как положительное, так и отрицательное воздействие. В зависимости от обстановке в семье, стиля воспитания, ребенок может испытывать психологический дискомфорт, вызванный невниманием родителей или, напротив, их гиперопекой, которой он вынужден противостоять. Это приводит к развитию агрессивного поведения, нежеланию учиться, формированию заниженной самооценки, противостоянию родителям и их воспитательному воздействию, что в конечном итоге приводит к саморазрушению психики ребенка. Он ищет способов самоутвердиться, компенсировать недостающее ему внимание, удовлетворить свои потребности в асоциальных направлениях деятельности;
- Сверстники. Общение со сверстниками оказывает важное воздействие на развитие личности подрастающего поколения. В обществе сверстников, ребенок может приспосабливаться к его законам таким образом, что подавляет свою волю и потребности либо же, использовать антисоциальные способы адаптации, противоправное поведение. Таким образом, происходит изменение полоролевого поведения, возникают возрастные кризисы, развивается психологический дисбаланс организма, приводящей к развитию разных видов насилия, развитию депрессивных состояний;
- Воспитательные организации. Политика и направленность воспитания определяет развитие проблем в коллективе, связанных с агрессивностью детей, развитием конфликтной обстановки, избегающего поведения, что в итоге развивает депрессии, снижает самооценку, формирует чувство незащищенности и потери веры в себя и свои силы, утраты самоценности.
Все эти проблемы и отрицательные факторы требуют оказания индивидуальной помощи, реализуемой посредством построения эффективной социально-педагогической деятельности, ориентированной на личностное развитие каждого ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей и степени проявления конкретной проблемы.
Стадии оказания индивидуальной помощи в социальных институтах
Индивидуальная помощь оказывается детям в институтах воспитания на основании поэтапной работы. Она реализуется следующим образом:
- Диагностирование наличия конкретной проблемы, требующей оказания индивидуальной помощи. В большинстве случаев, ребенок не может сформулировать и обозначить наличие у него конкретной проблемы. Причем, он может даже не осознавать, что она существует и, тем более, не знать ее причин. Поэтому, педагогу необходимо провести мероприятия по выявлению проблем.
- Поиск способов решения проблемы. Диагностирование завершается постановкой цели и задач, которые необходимо достигнуть в конкретном вопросе. Направление деятельности зависит от конкретной проблемы и индивидуальных особенностей развития ребенка. Проблему можно решить шаблонным методам, с применением ранее изученных и используемых технологий. Но бывают и нестандартные проблемы, которые невозможно решить шаблонными методами. В этом случае, педагог проектирует свой способ решения проблемы, разрабатывая новую технологию, которая ранее не использовалась.
- Оценка решения проблемы. Педагог анализирует применение тех или иных способов решения проблемы, рассматривает эффективность ее решения т.е. удалось ли достигнуть поставленных целей и задач. Иногда проблему удается решить полностью, а иногда только частично или же, не решить вовсе. Тогда делаются соответствующие выводы, выявляются ошибки в ходе оказания индивидуальной помощи.
Правила эффективного оказания индивидуальной помощи
Положительных итогов оказания индивидуальной помощи можно достичь при соблюдении ряда правил:
- Устранение барьеров в ходе построения взаимодействия с ребенком. Необходимо построить такую систему взаимодействия с ребенком, чтобы не вторгаться в его личное пространство и не оказывать на него давления, но сформировать чувство совместного действия и личной значимости.
- Формирование личностного контакта с ребенком. Необходимо определить способ оптимального контактирования с каждым конкретным ребенком. С одним можно использовать тактильным контакт, с другим только словесный, с третьим визуальным, а к кому-то необходимо искать комплексный подход.
- Демонстрирование своей расположенности к ребенку.
- Обозначение целевого назначения совместной деятельности.
- Демонстрация своей заинтересованности проблемами ребенка.
- Построение ситуации успеха. Необходимо построить положительный психологический фон деятельности, создать радостную обстановку.