Семейное обучение и воспитание
Китай является одной из тех стран, которые относятся к древней цивилизации, имеющей развитую культурную и образовательную систему.
Воспитание детей в Древнем Китае было подчинено традициям и начиналось с момента рождения. Так, считалось, что если ребенок самостоятельно может поднести руку ко рту, значит, следует начинать отлучать его от груди и учить есть самостоятельно. Однако, несмотря на такую, казалось бы, строгость, воспитание не было навязчивым и насильственным.
В Китае семьи были очень большими, все члены семьи проживали совместно, то есть в одну китайскую семью входило несколько поколений людей, среди которых главной ценностью являлся ребенок. Было принято, чтобы старшие члены заботились о младших. До 7 лет детей в меру баловали, они считались маленькими и требующими особой заботы и внимания. После того как ребенку исполнялось 7 лет, все послабления сразу же заканчивались. Именно с этого возраста в Китае начиналось серьезное школьное обучение.
С раннего возраста детям внушали, что они младшие в семье и должны знать свое место в семейной иерархии, а при необходимости поступиться собственными интересами ради семьи и во благо старших.
Рождение ребенка было радостным событием, особенно если рождался мальчик. В отличие от девочек, мальчика было принято кормить материнским молоком до 3-4 лет. Детей не принято было оставлять дома одних или перекладывать заботу о них на других. Мать всегда носила ребенка с собой, привязав его к спине. Разговаривали с детьми крайне мало. Основной опыт жизнедеятельности они получали не из разговоров со взрослыми или в процессе общения, а во время наблюдения за старшими детьми и членами семьи. Если ребенок был капризен или непослушен, то его в наказание привязывали к ножке стола. В зажиточных семьях мальчиков, начиная с 3-х лет, начинали учить писать иероглифы.
В отличие от мальчиков, с девочек было меньше спроса. Это связано с тем, что девочки рано или поздно выйдут замуж и будут принадлежать другой семье. Однако девочек, как будущих невест, держали в строгости, начиная с 5-6 лет одевали в женские платья и делали взрослые прически. Выходить одним из дома без провожатых им строго запрещалось, так же было запрещено играть с мальчиками.
С 12 лет девочек начинали учить вести хозяйство, готовить, рукодельничать, давали необходимо образование. Девочки из богатых семей обучались грамоте (читать, писать, считать), пению, чтению стихов и игре на музыкальных инструментах. С возрастом возрастало и количество ограничений.
Девушки 14-16 лет считались достигшими брачного возраста. В это период они не имели права на громкий смех, самовольный поход в гости, без разрешения вступать в разговор. Одевали темные одежды, украшения были так же под запретом.
Согласно педагогическому идеалу, в целом процесс обучения в Древнем Китае предусматривал подготовку начитанного, вежливого, умеющего себя правильно вести в обществе, имеющего гармонию в своей душе.
В основе воспитания лежало уважение к взрослым. Обучение предусматривало, в первую очередь, установление гармоничных взаимоотношений с учителем.
Основными принципами обучения в Древнем Китае считались:
- пресечение дурного в личности каждого ребенка
- во-время получить образование
- соблюдать необходимую последовательность в обучении
- учится не наедине, а в коллективе, только так можно расширить свой кругозор и получить навыки жизни в обществе.
Школьное обучение и воспитание
Возможность получить престижное воспитание и обучение в Китае была обусловлена имущественным и общественным положением семьи ребенка.
Самыми первыми школами в Китае являлись Сян и Сюй, которые были организованы на местах поселения престарелых членов общины, взявших на себя функцию наставления подрастающего поколения. Программа обучения Сюй предусматривала военную подготовку. Обучения в Сян было более обширно и включало в себя обучению шести основным искусствам (мораль, письмо, музыка, счет, управление лошадью и стрельба из лука).
В эпоху Шан в Китае отмечается развитие иероглифиеской письменности. Всего насчитывается порядка 3 тыс. различных иероглифов. В основе образования лежит обучение детей иероглифам. Данный процесс очень длительный и трудоемкий.
В эту же эпоху открываются первые прототипы университетов «Да Сюэ», которые и в настоящее время признаны одними из ранних высших учебных заведений.
Все учебные заведения эпохи Шан в Древнем Китае делились на два типа:
Государственные – были созданы в столице, под управлением правительства:
- Начальные школы – принимали детей 13 лет, обучаться могли себе позволить только лишь дети состоятельных родителей, время обучения – 7 лет
- Высшие школы – подразумевали добровольное продолжение обучения после окончания начальной школы, время обучения – 9 лет.
Местные государственные – созданные на местах органами власти.
Основная цель обучения – научение иероглифическому письму.
Знания, которые давались в процессе обучения были очень скудны, детям не рассказывали ничего о других странах, им внушалась мысль, что «Китай – это и есть весь мир». Главное было усвоить иероглифы, так как человек обладающий письменностью очень ценился. Всего в Китае людей, владеющих письмом иероглифами, было крайне мало, их называли пишущие жрецы, а умение пользоваться иероглифами передавали из поколения в поколение.
Мальчики направлялись в школу с восходом солнца и просиживали за книгой целый день, отдыхая только во время обеда. Учились зимой, сидя в холодном классе, учились и летом, когда в школе трудно было дышать от жары.
Здесь же, в школе, школьники готовились задания на следующий день. Он не знал ни праздничных дней, ни игр во время отдыха. Школа - для учебы, а всякое развлечение мешает занятиям. Поэтому отдыхать ученики могли только во время еды.
Сельская школа представляла собой один общий класс. Единой учебной программы не было - каждый ученик проходил индивидуальный курс обучения сообразно со своими способностями.