Характеристики сенсорных нарушений
Сенсорные нарушения – это нарушения в работе органов зрения, слуха, искаженное осязание и обоняние, сбои в работе рецепторов и сигналов от них поступающих, проводящие к неадекватному восприятию окружающей действительности.
Сенсорное восприятие окружающего мира характеризуется чувственным познанием его устройства. Если в работе органов чувств имеются какие-то нарушения, то это приводит к искажению восприятия мира, его объектов и процессов.
Сенсорные нарушения являются следствием более серьезного заболевания ребенка т.е. они являются вторичным отклонением. Они могут возникнуть при ДЦП, даунизме, умственной отсталости, различных сбоях в функционировании центральной нервной системы.
Основными характеристиками сенсорных нарушений являются:
- Дефекты речи;
- Отсутствие реагирования на световые и звуковые раздражители;
- Неспособность совершать произвольные движения;
- Привлечение внимания к собеседнику, посредством совершения разнообразных движений;
- Наблюдение за мимикой собеседника;
- Неспособность совершать свободные движения;
- Искаженная пространственная ориентация.
Вследствие нарушений в развитии ребенка, его неспособности адекватно воспринимать мир и полноценно формировать социальное взаимодействие, процесс обучения и воспитания детей с сенсорными отклонениями реализуется в специальных образовательных заведениях по коррекционным программам.
Коррекционное образование детей с нарушениями слуха
Коррекционная работа с детьми, имеющими разнообразные слуховые отклонения, реализуется по нескольким направлениям. Каждое из них ориентировано на решение определенных задач по коррекции, имеющегося дефекта для полноценного обучения и воспитания ребенка со сбоем в слуховом восприятии.
При этом, нарушения слуха могут носить разный характер: полная или частичная глухота, слабо выраженный характер слухового дефекта или яркое проявление, влияющее на иные стороны развития личности.
Основными направлениями коррекционной работы по преодолению слуховых отклонений являются:
- Развитие речи. Необходимо развить языковые навыки общения у ребенка, расширить его словарный запас и активизировать внимание на разные аспекты речи и их развитие, исходя из особенностей слухового дефекта. Если у ребенка наблюдается неполная потеря слуха, то коррекционная работа ориентирована на формирование навыков слухового восприятия. Осуществляется обучение детей восприятию информации на слух, различению разных звуков речи и неречевого звучания. После, формируются навыки произношения. Осуществляется мотивация ребенка к речевому произношению, формирование у него навыков наиболее приближенного к нормальному речевого произношения.
- Развитие игровых навыков. Чтобы ребенок со слуховым дефектом научился играть, необходимо создать специальную игровую среду, мотивирующую его к игровой деятельности. Игры должны быть доступными и понятными для ребенка. Необходимо обучить его совершению действий с игровым оборудованием, правилам игры, разворачиванию игрового сюжета.
- Эстетическое развитие. Оно осуществляется путем организации изобразительной и конструктивной деятельности. Дети учатся рисовать, лепить, создавать аппликации, строить конструкции из разных материалов. Данные виды деятельности ориентированы на развитие визуального и тактильного восприятия.
- Трудовое воспитание. Оно основано на формировании элементарных трудовых навыков, активизирующих речь и слуховое восприятие.
- Музыкальное развитие. Оно формируется через восприятие музыки на слух, знакомство с ритмом и музыкальной интонацией. Музыкальное развитие формирует эстетическое восприятие мира.
Обучение детей с нарушениями зрения
Исследованием процессов обучения и воспитания детей, имеющих нарушения в работе органов зрения занимается раздел педагогической науки тифлопедагогика. Тифлопедагогика разрабатывает основы коррекционного обучения для детей с разной степенью проявления нарушения зрения:
- Слабовидящие дети. Такие дети обучаются возможностью использования своего потенциала работы органов зрения: учатся применять трости для перемещения, использовать методики пространственной ориентации, применяемые для перехода дорог, посещения различных учреждений.
- Слепые дети. Такие дети учатся использовать другие сенсорные параметры организма для совершения различных действий: хождение на ощупь, знание особенностей различных объектов, которые различаются посредством осязания, обоняния, слуха.
Процесс обучения и воспитания детей с нарушениями зрения реализуется по специальным методикам. Они предполагают применение следующих средств обучения:
- Литература с точечным шрифтом. Она ориентирована на обучение детей с полностью отсутствующим зрением;
- Литература с сочетанием точечного шрифта и цветной печати. Ее использование ориентировано на детей с наличием остаточного зрения;
- Литература с крупным шрифтом, большими красочными изображениями. Она направлена на обучение слабовидящих детей;
- Приборы для ручного письма;
- «Говорящая аппаратура». Она ориентирована на развитие слухового восприятия информации;
- Программные средства;
- Ультразвуковые локаторы, способствующие развитию пространственной ориентации слепых и слабовидящих детей.
Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения носит комплексный характер. Он предполагает не только работу по устранению дефектов в визуальном восприятии, но и использование медицинских средств для коррекции различных глазных заболеваний, а также сопутствующих им иных нарушений в работе органов и систем организма. Кроме того, коррекционная терапия требует оказания ребенку психологической поддержки, проведения диагностирования психического развития и лечения отклонений, а также логопедической коррекции речевых нарушений.