Фонетика языка - это раздел лингвистики, занимающийся исследованием звуков. Фонетика языка изучает восприятия и воспроизводство звуков в тесной связи с развитием всех сторон речи.
Освоение фонетической стороны языка является важной частью овладения иностранным языком. Что касается освоения фонетики немецкого языка, то оно лежит в основе формирования корректного произношения. Поскольку, артикуляция немецкого языка имеет свою специфику. Она берется в расчет при выборе методов и средств освоения фонетических основ языка.
Методические подходы к преподаванию фонетики немецкого языка
В преподавании фонетики применяются следующие методические подходы:
- Артикуляционный подход. Он носит традиционную направленность фонетического обучения. В данном случае, не обращается внимание на специфику немецкой речи, особенности построения слогов и ритм произношения слов и фраз не немецком языке, а происходит развитие навыков произношения по стандартному алгоритму, согласно которому звуки рассматриваются отдельно от слогов.
- Ритмико-слоговый подход. Он основан на связи между обучением произносительным основам немецкого языка и навыкам постановке конкретной интонации, присущей общению на немецком языке. Обучение реализуется через постановку слогов. Это позволяет познать принципы краткости и долготы гласных немецкого языка. Особое внимание уделяется отработке языкового ритма, специфичного для данного языка. При обучении по данному подходу необходимо большое количество учебных часов в образовательном процессе.
- Акустический подход. Он опирается на сформирование навыков произношения звуков немецкого языка в опоре на их правильное восприятие с исключением уподобления русским звукам. Для этого применяются упражнения на тренировку звуков и имитацию произношения.
- Интегративный подход. Он основан на оптимальном сочетании методов традиционного и ритмико-слогового подходов, их дополнении иными методами, актуальными для познания фонетики немецкого языка, а также применении современных методов обучения.
Условия продуктивного освоения фонетики немецкого языка
Методика преподавания фонетики немецкого языка в современной школе, основанная на применении интегративного подхода, реализуется на основании соблюдения ряда условий. Они обеспечивают качественное усвоение фонетических основ языка.
Данными условиями являются:
- Постановка звуков на вводном фонетическом курсе, как основа начального языкового познания;
- Отработка произношения каждого звука на основании принципов тщательности и устойчивости;
- Исследование работы органов артикуляции при произношении каждого звука и учет этих особенностей в отработке частоты произношения;
- Дифференцированное формирование навыков произношения и звукового восприятия иностранной речи;
- Обязательное соблюдение принципа последовательности постановки звуков и посильности. Первоначально осваиваются более простые в произношении звуки, переходя по мере их устойчивого закрепления к более сложным;
- Связь фонетической стороны речи с познаниями немецкой лексики и грамматики;
- Отработка произношения долготы и краткости гласных звуков;
- Коммуникативная ориентация развития фонетических навыков т.е. связь обучения с коммуникативным взаимодействием на немецком языке;
- Применение методов наглядности при знакомстве со звуками и фонемами;
- Демонстрация педагогом образцового произношения звуков, слогов, слов с соблюдением всех норм и интонационных требований.
Применение интерактивных методов освоения фонетики немецкого языка
Данные методы основаны на взаимодействие педагога с учащими и между учащимися в ходе познавательной работы. В рамках освоения фонетики немецкого языка требуется постоянное говорение на иностранном языке. Для этого, организуются формы диалогового взаимодействия учащихся на уроках, реализуется погружение в языковую среду, посредством использования ПК и сети интернет и организации общения на уроках с непосредственными носителями языка.
Кроме того, одним из интерактивных методов изучения немецкой фонетики является применение скороговорок на уроках. Работа с ними реализуется в несколько этапов:
- Прослушивание скороговорки в записи. Это необходимо для восприятия фонем и интонации их произнесения.
- Разбор новой лексики. Каждая скороговорка может содержать новые слова, значение которых неизвестно учащимся. С ними предстоит ознакомиться.
- Отработка произнесения трудных звуков. Педагог включает запись на повтор, сам произносит звуки.
- Отработка произношения слов с трудными звуками.
- Произношение трудных звуков в словосочетаниях, фразах. Это способствует устойчивому закреплению произношению каждого конкретного звука.
Для закрепления произносительных навыков в образовательном процессе применяются игровые технологии. Они, также, основаны на взаимодействии всех участников образовательной деятельности. Для этого, происходит разделение учащихся класса на мини-группы и реализуется соревнование на произношение разных слов и фраз, скороговорок на немецком языке. Может быть организовано произношение части скороговорки одной командой и ее продолжение другой, а также дополнение недостающих звуков в словах и соревнование на их правильное произношение с соблюдением интонации и ритма немецкой речи.
Кроме того, в качестве игр могут быть использованы аудиозаписи, которые необходимо повторить после завершения прослушивания всеми участниками команды или на подбор правильных высказываний на немецком языке к конкретным иллюстрациям.
Еще одним приемом интерактивного обучения выступает хоровое проговаривание. Оно предполагает соблюдение ритма речи и выполнения движений руками в воздухе, соответствующих ему. Учащиеся становятся хором, осуществляя совместное произнесение звуков с соблюдением темпа и ритма произношения.
Интерактивные методы обучения ориентированы на устранение стеснения и замкнутости учащихся при обучении языку.