Содержание и назначение основной образовательной программы дошкольного образования
Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП ДО) – это нормативный документ, отражающий содержание и направление образовательной деятельности в системе дошкольного образования, содержание применяемых методов и технологий обучения, а также ориентацию деятельности ДОУ на достижение целей и задач дошкольного образования.
ООП ДО включает в себя совокупность основных параметров образовательной деятельности, которые требуют учета при построении образовательного процесса в дошкольном учреждении. Сюда относятся объем учебного материала, его содержание, компетенции дошкольников, формируемые по освоению ООП, организационные аспекты деятельности и условия реализации образовательного процесса.
Программа необходима для:
- Планирования деятельности ДОУ на конкретный учебный год.
- Нормирование учебно-воспитательной работы в ДОУ.
- Прогнозирование итогов образовательной деятельности ДОУ за конкретный временной промежуток.
- Реализации требований ФГОС ДО, ориентированных на достижение качества образовательных услуг.
ООП формируется каждым образовательным учреждением дошкольного типа на основании разработанной Минобрнауки примерной дошкольной образовательной программы и с соблюдением требований ФГОС ДО. Примерная программа является моделью построения образовательного процесса в ДОУ, с учетом нормативов возрастного развития дошкольников и освоения ими пятью образовательных областей: социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, речевое и познавательное.
Требования к методологии построения ООП ДО
Согласно методологии построения основной образовательной программы дошкольного образования, выдвигаются следующие требования к ее проектированию:
- В ООП должны быть конкретизированы целевые ориентиры деятельности ДОУ, включающие все компетенции дошкольников;
- Мониторинг причин неполноценной реализации программы, не достижения ее целей перед внесением поправок в нее;
- Проведение оценки деятельности педагогического состава на основании специальных критериев, исключающих уровень развития дошкольников, их успехи и неудачи;
- Обязательное включение научно-обоснованной методики диагностики развития дошкольников, необходимой для внесения поправок в содержание программы и коррекции всего образовательного процесса ДОУ;
- Включение описания работы с дошкольниками по пяти образовательным областям;
- Включение описания работы по развитию самостоятельности инициативности дошкольников;
- Расширенное описание системы работы ДОУ с родителями воспитанников.
Требования к структуре образовательной программы ДО
Структура ОПП ДО представлена тремя основными разделами:
- Целевой раздел. В нем отражаются ожидаемые результаты освоения программы и делаются прогнозы развития дошкольников.
- Содержательный раздел. Он включает содержание образовательного процесса ДОУ, включающий направления развития дошкольников, особенности реализации обучения и воспитания, построения взаимодействия с семьями воспитанников, использование мотивации к познанию и развитию.
- Организационный раздел. Он отражает материальные основы деятельности ДОУ по реализации образовательной программы, техническое и ресурсное снабжение. Сюда же входит методическая база работы и способы проектирования предметно-развивающей среды в ДОУ.
Программа образовательной деятельности дошкольной образовательной организации должна включать в себя следующие компоненты:
- Целевое назначение образовательной деятельности.
- Содержание образования с учетом возрастных нормативов развития дошкольников. Содержание ООП должно ориентироваться на личностное развитие детей в разных видах деятельности, разными методами и средствами. Оно включает в себя пять блоков образовательной работы: социальное развитие, речевое становление, физическое, познавательное и художественно-эстетическое формирование личности дошкольника.
- Формы и методы реализации образовательной деятельности в ДОУ. Они отражают целевое назначение деятельности и ее особенности. Также, в расчет берутся условия реализации образовательной программы, материально-техническое снабжение ДОУ, педагогический состав и его квалификация, творческий потенциал.
- Совокупность компетенций, формируемых у дошкольников по мере освоения образовательной программы.
- Критерии оценки эффективности освоения ООП.
- Дополнительный раздел программы. Он включает в себя презентацию программы для общего представления о ее содержании и назначении.
Рисунок 1. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Требования к содержанию ООП ДО
Содержание ООП ДО отражает ряд аспектов образовательной работы, связанных с построением в ДОУ оптимальной образовательной среды, ориентированной на всестороннее развитие дошкольника.
Образовательная среда ДОУ должна включать в себя следующие компоненты:
- Предметно-пространственную развивающую область деятельности дошкольников.
- Определенный характер взаимоотношений между детьми и взрослыми, ориентированный на благоприятное сотрудничество и развитие детей.
- Определенный характер взаимоотношений в детском коллективе, носящий развивающую направленность.
- Определенный уровень социального развития дошкольника, связанный с отношением детей к собственной личности, личностям других детей и взрослых, к миру вообще.
Содержание образовательной программы должно включать в себя коррекционные направления развития дошкольников, предусмотренные при наличии тех или иных отклонений от нормального развития ребенка. Например, речевая коррекция или работа с психологом. Кроме того, содержание должно включать приемы, применяемые для развития самостоятельности дошкольников, и активизации их инициативности.
Содержание программы должно отличаться гибкостью и преемственностью, т.е. программу можно скорректировать по ходу ее реализации, и она должна быть связана с предыдущими и последующими этапами обучения, с их содержанием.