Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Общие требования к программам дошкольного образования

Содержание и назначение основной образовательной программы дошкольного образования

Определение 1

Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП ДО) – это нормативный документ, отражающий содержание и направление образовательной деятельности в системе дошкольного образования, содержание применяемых методов и технологий обучения, а также ориентацию деятельности ДОУ на достижение целей и задач дошкольного образования.

ООП ДО включает в себя совокупность основных параметров образовательной деятельности, которые требуют учета при построении образовательного процесса в дошкольном учреждении. Сюда относятся объем учебного материала, его содержание, компетенции дошкольников, формируемые по освоению ООП, организационные аспекты деятельности и условия реализации образовательного процесса.

Программа необходима для:

  • Планирования деятельности ДОУ на конкретный учебный год.
  • Нормирование учебно-воспитательной работы в ДОУ.
  • Прогнозирование итогов образовательной деятельности ДОУ за конкретный временной промежуток.
  • Реализации требований ФГОС ДО, ориентированных на достижение качества образовательных услуг.

ООП формируется каждым образовательным учреждением дошкольного типа на основании разработанной Минобрнауки примерной дошкольной образовательной программы и с соблюдением требований ФГОС ДО. Примерная программа является моделью построения образовательного процесса в ДОУ, с учетом нормативов возрастного развития дошкольников и освоения ими пятью образовательных областей: социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, речевое и познавательное.

Требования к методологии построения ООП ДО

Согласно методологии построения основной образовательной программы дошкольного образования, выдвигаются следующие требования к ее проектированию:

  1. В ООП должны быть конкретизированы целевые ориентиры деятельности ДОУ, включающие все компетенции дошкольников;
  2. Мониторинг причин неполноценной реализации программы, не достижения ее целей перед внесением поправок в нее;
  3. Проведение оценки деятельности педагогического состава на основании специальных критериев, исключающих уровень развития дошкольников, их успехи и неудачи;
  4. Обязательное включение научно-обоснованной методики диагностики развития дошкольников, необходимой для внесения поправок в содержание программы и коррекции всего образовательного процесса ДОУ;
  5. Включение описания работы с дошкольниками по пяти образовательным областям;
  6. Включение описания работы по развитию самостоятельности инициативности дошкольников;
  7. Расширенное описание системы работы ДОУ с родителями воспитанников.
«Общие требования к программам дошкольного образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Требования к структуре образовательной программы ДО

Структура ОПП ДО представлена тремя основными разделами:

  1. Целевой раздел. В нем отражаются ожидаемые результаты освоения программы и делаются прогнозы развития дошкольников.
  2. Содержательный раздел. Он включает содержание образовательного процесса ДОУ, включающий направления развития дошкольников, особенности реализации обучения и воспитания, построения взаимодействия с семьями воспитанников, использование мотивации к познанию и развитию.
  3. Организационный раздел. Он отражает материальные основы деятельности ДОУ по реализации образовательной программы, техническое и ресурсное снабжение. Сюда же входит методическая база работы и способы проектирования предметно-развивающей среды в ДОУ.

Программа образовательной деятельности дошкольной образовательной организации должна включать в себя следующие компоненты:

  1. Целевое назначение образовательной деятельности.
  2. Содержание образования с учетом возрастных нормативов развития дошкольников. Содержание ООП должно ориентироваться на личностное развитие детей в разных видах деятельности, разными методами и средствами. Оно включает в себя пять блоков образовательной работы: социальное развитие, речевое становление, физическое, познавательное и художественно-эстетическое формирование личности дошкольника.
  3. Формы и методы реализации образовательной деятельности в ДОУ. Они отражают целевое назначение деятельности и ее особенности. Также, в расчет берутся условия реализации образовательной программы, материально-техническое снабжение ДОУ, педагогический состав и его квалификация, творческий потенциал.
  4. Совокупность компетенций, формируемых у дошкольников по мере освоения образовательной программы.
  5. Критерии оценки эффективности освоения ООП.
  6. Дополнительный раздел программы. Он включает в себя презентацию программы для общего представления о ее содержании и назначении.

Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Требования к содержанию ООП ДО

Содержание ООП ДО отражает ряд аспектов образовательной работы, связанных с построением в ДОУ оптимальной образовательной среды, ориентированной на всестороннее развитие дошкольника.

Образовательная среда ДОУ должна включать в себя следующие компоненты:

  1. Предметно-пространственную развивающую область деятельности дошкольников.
  2. Определенный характер взаимоотношений между детьми и взрослыми, ориентированный на благоприятное сотрудничество и развитие детей.
  3. Определенный характер взаимоотношений в детском коллективе, носящий развивающую направленность.
  4. Определенный уровень социального развития дошкольника, связанный с отношением детей к собственной личности, личностям других детей и взрослых, к миру вообще.

Содержание образовательной программы должно включать в себя коррекционные направления развития дошкольников, предусмотренные при наличии тех или иных отклонений от нормального развития ребенка. Например, речевая коррекция или работа с психологом. Кроме того, содержание должно включать приемы, применяемые для развития самостоятельности дошкольников, и активизации их инициативности.

Содержание программы должно отличаться гибкостью и преемственностью, т.е. программу можно скорректировать по ходу ее реализации, и она должна быть связана с предыдущими и последующими этапами обучения, с их содержанием.

Дата последнего обновления статьи: 08.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot