Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Возрастная педагогика

Объект и предмет возрастной педагогики

Определение 1

Объектом возрастной педагогики выступает ребенок с момента его рождения до перехода в состояние взрослости. Возрастную педагогику по-другому называют педагогикой детства.

Предмет возрастной педагогики включает методы, закономерности, средства, технологии организации учебно-воспитательного процесса на разных этапах детства. «Детство» в педагогике тесно взаимосвязано с тем же понятием в психологии, так как базовой характеристикой понятия является возраст ребенка.

Детский возраст определяется степенью участия взрослых людей в обеспечении основных жизненных потребностей ребенка, уровнем его возможностей противодействовать влиянию среды. Это достигается необходимым уровнем развития самосознания и нравственно-гражданских чувств.

Замечание 1

Детство в педагогике имеет ценностный характер, ребенок рассматривается в ней не просто в качестве члена общества, а как ценность непреходящая и самостоятельна.

Ценностное отношение подразумевает индивидуальный и личностный подход к ребенку, включает критерии оценки работы взрослых по обеспечению данных подходов.

Определение 2

Детство - целостная управляемая система, которая предполагает взаимодействие социальных, педагогических, психологических факторов развития и воспитания ребенка на базе ценностно-личностного подхода.

Периоды детства, изучаемые возрастной педагогикой

Существует несколько периодов детства:

  • дошкольное детство, когда у ребенка существует максимальная потребность в помощи взрослых людей для удовлетворения основных жизненных потребностей и минимальная возможность самозащиты от влияния среды;
  • младшее школьное детство - период, в который сохраняется помощь семьи в удовлетворении материально-биологических и эмоциональных потребностей ребенка, но при этом социально-познавательные потребности удовлетворяются по большей части школой, незначительной остается способность ребенка противостоять влияниям среды;
  • подростковое детство характеризуется высокой ролью семьи в удовлетворении материальных и эмоциональных детских потребностей, максимально возрастающей ролью образовательного учреждения и сверстников в удовлетворении потребностей социально-познавательного характера, ростом способности ребенка противостоять миру, возникновением юридической ответственности, формированием повышенной восприимчивости к отрицательным влияниям в области свободного общения.
  • старшее детство, когда сохраненными остаются материальная и эмоциональная семейные функции, а для удовлетворения познавательных и социальных потребностей школьника на первый план выходят педагоги и самообразование, самовоспитание, частичное самостоятельное удовлетворение материальных потребностей, полная юридическая дееспособность, максимальная способность противостоять влияниям среды, защитная функция взрослых трансформируется в социально-профессиональное ориентирование на будущее.
«Возрастная педагогика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Аспекты возрастной педагогики

Возрастная педагогика концентрируется на следующих аспектах детства:

  • специфика психофизического развития;
  • основные виды педагогической деятельности;
  • доминанты психологического развития;
  • базовая педагогическая идея;
  • основные направления, технологии педагогической работы.

Каждый их этих аспектов имеет специфическое содержание в каждый период детства.

Психофизическое развитие характеризует биологическую сферу становления личности. Оно выражается в возможности ребенка участвовать в определенных видах деятельности, которые развивают его физические и индивидуально-психологические качества, в возможностях общения, в творчестве, в соблюдении социальных норм и правил поведения, в его умении быть активным членом коллектива.

Психолого-педагогические доминанты развития включают в себя ведущие мотивы поведения и деятельности, которые формируются на основе возрастных индивидуальных потребностей. В этом процессе обнаруживаются диалектические противоречия, являющиеся основой возникновения и развития данных потребностей.

Ведущие виды деятельности – это те, в которых более ярко проявляются возрастные и типологические особенности детей, мотивы его деятельности и поведения. В этих видах деятельности определяются условия, более благоприятные с точки зрения развития деятельности, факторы, тормозящие и угнетающие позитивную мотивацию, пути преодоления негативных факторов.

Базовая педагогическая идея отражает основную стратегическую цель педагогического процесса, который направлен на реализацию деятельности ребенка и детского коллектива.

Основные направления и технологии педагогической деятельности строятся так, чтобы в жизнедеятельности детского коллектива была реализована основная педагогическая идея. Необходимо при этом учитывать законы учебно-воспитательного процесса, приемы, средства, методы организации общения. Обязательным является диагностика полученных результатов, прогнозирование основных тенденций развития личности ребенка и коллектива.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot