Обучение через наблюдение
Согласно вальдорфской педагогике, период жизни ребенка от ноля до семи лет сопровождается интуитивным проникновением в суть действий окружающих. Дети учатся преимущественно через подражание.
В процессе наблюдения у ребенка пробуждается интерес, который порождает эмоциональную вспышку и, как результат, включается мыслительная деятельность. У взрослых людей процесс организован иначе. С этим часто и связаны ошибки в обучении и воспитании детей, когда общение начинается с дискуссии и объяснений. Штайнер призывает своими действиями и поступками учить ребенка.
В обычном детском саду на занятии по рисованию специальный педагог рассаживает всех детей за одинаковые столы с одинаковыми наборами материалов, объявляет тему занятия и далее реализует пошаговый показ действий, в процессе работы корректируя действия детей при помощи прямых указаний или игровых приемов.
В вальдорфском детском саду дети, приходя в детский сад, вдруг обнаруживают, что педагог уже рисует. Дети заинтересовываются еще на пороге группы. Педагог обязательно здоровается с детьми, но не отвлекается от интересного занятия. Дети начинают наблюдать и узнают, как правильно держать кисточку и обращаться с красками, как получить яркие, красивые мазки.
С научной точки зрения подражательная природа действий ребенка не вызывает никаких сомнений.
Запрет на ранее интеллектуальное развитие
По теории Штайнера ребенок до семилетнего возраста не расположен к рассудочной деятельности, поэтому раннее интеллектуальное развитие и обучение в вальдорфских детских садах находится под запретом.
Современные специалисты в сфере дошкольной педагогики также придерживаются мнения, что целенаправленное обучение чтению, счету, письму необходимо начинать не ранее шести-семи лет.
Педагог - помощник
Ребенок, согласно вальдорфской теории, изначально самостоятелен в своем познании, а взрослый может быть только помощником, эталоном для подражания, его основная задача состоит в окружении ребенка любовью и заботой.
С данным принципом не согласятся только приверженцы авторитарной педагогики. Педагоги, строящие свою работу на принципах гуманизма и искренней веры в ребенка, не станут оспаривать данный принцип работы в вальдорфских детских садах.
Игрушка – основа развития
В детских садах, работающих по вальдорфской методике,множество удивительных игрушек, чаще всего это игрушки-самоделки из природных материалов, деревянные игрушки. В таких детских садах нет обычных пластиковых игрушек слишком насыщенных цветов. Интересно, но лица кукол, согласно теории Штайнера, не прорисовываются, а только намечаются кружочки глаз. Рудольф Штайнер полагал, что чем больше фиксирована игрушка, тем меньше простора для творчества и фантазии она оставляет детям. В таком подходе есть рациональное зерно: невозможно играть с куклой, которая все время улыбается, переживая одну и ту же эмоцию.
Дети делают для себя куклы самостоятельно, шьют их из войлока, шерсти, воспитатели при этом наравне с воспитанниками участвуют в процессе, помогая им.
Разновозрастные группы
Группы в вольдорфских детских садах разновозрастные. Смешанные группы несут определенный педагогический смысл: старшие дети оказывают помощь младшим, а младшие тянутся во всем за ребятами более старшего возраста.
Эвритмия
Эвритмия – это выражение музыкальных звуков с помощью движений тела.
Эта дисциплина включена в программу вальдорфских учебных заведений с самого раннего возраста. Эвритмические упражнения дают возможность почувствовать свое тело, единство с космосом, гармонизируют личность ребенка. Эвритмический компонент присутствует в театральных представлениях, на концертах в детском саду.
Музыкальные упражнения постоянно присутствуют в вальдорфском саду. Они включают игру на флейте, арфе, пение народных песен, музыкальные композиции в жанре пентатоники. Все это способствует естественному развитию эмоциональной, телесной, духовной составляющей личности ребенка.